Индюки

Базилика в каких странах так называют церковь. Типы христианских храмов

Неф - это один из главных элементов европейской храмовой архитектуры. Что означает данный термин? Откуда он происходит? Какие главные особенности нефов в архитектуре? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Неф - это... Происхождение термина

Храмовая архитектура поистине поражает и вызывает восхищение. Смотря на величественные соборы с остроконечными шпилями и огромными витражными окнами, сложно поверить в то, что эту красоту создал человек. Об одном из ключевых элементов храмовой архитектуры мы поговорим в данной статье.

Что такое неф? Под этим термином подразумевается часть храмового здания, предназначенная непосредственно для пребывания верующих. Каково значение слова «неф»? Этот архитектурный термин происходит от латинского слова navis, что переводится как «корабль».

Действительно, неф - это продольный элемент в конструкции храма, помещение, очень напоминающее по форме судно или корабль. Он не случайно имеет такую вытянутую форму, символизируя тем самым долгий путь христианина к спасению. Иными словами, церковь - это не что иное, как корабль, который проведет истинного верующего сквозь все бури и волны бушующего океана жизни.

Базилика как тип сооружения

Базилика (с древнегреческого - «дом царя») - особый тип сооружения, прямоугольный в плане. Он состоит из нечетного количества нефов, разных по своей высоте.

Базилика включает в себя несколько архитектурных элементов. Это:

  • нефы (центральный, боковые);
  • трансепт;
  • средокрестие;
  • нартекс;
  • колокольни;
  • придел;
  • апсида;
  • деамбулаторий.

Если нефов в базилике несколько, то они разделены внутри колоннами или столбами. При этом центральный (как правило, самый высокий) вверху освещается окнами второго яруса здания.

Первые базилики начали строить древние греки. Потом этот тип сооружения был позаимствован зодчими Римской Империи.

Итак, что такое неф в храмовой архитектуре, мы обсудили. Теперь давайте рассмотрим более детально этот элемент.

Неф в архитектуре соборов

Итак, в храмовой архитектуре нефом называют продольную, вытянутую часть интерьера, которая ограничена (с одной или обеих сторон) рядом колонн.

Чаще всего в три нефа (реже - один или пять). При этом центральный всегда выделяется по высоте и по ширине. Деление храмового строения на нефы имеет место и в готической архитектуре, и в барокко, и в классицизме.

Этот элемент применяется не только в храмовой архитектуре, но и в светской. Так, к примеру, трехнефное решение организации пространства часто можно наблюдать в интерьерах библиотек, а также во многих станциях метрополитена.

Что такое трансепт?

Трансепт - еще один основной элемент в архитектуре зданий типа базилики. По сути, это тот же неф, только поперечный, а не продольный. Хотя в крестово-купольных церквях неф и трансепт часто могут иметь одинаковую длину, образуя в плане идеальный по форме крест.

Как правило, этот архитектурный элемент выступает за пределы здания. Такие выступы-края называют апсидами. Пересекаясь с продольным нефом собора, трансепт образует средокрестие. Оно, в свою очередь, служит основой для храмового купола, башни или же шпиля.

Украшение нефов

Нефы в храме довольно часто украшают так называемыми окнами-розами, которые окаймлены лепными орнаментами или узорами. Сами же оконные стекла могут быть оформлены в витражной технике.

Порталы и колонны нефов также часто украшены искусной каменной резьбой. Стены могут быть дополнены изящной росписью. Пламенеющая готика - это именно тот стиль в архитектуре, для которого богатое украшение нефов орнаментами, резьбой и узорами является нормой. Самыми яркими примерами данного архитектурного направления выступают Собор в Реймсе, Руанский и Шартрский соборы.

Нефы-рекордсмены Европы

Самые протяженные нефы Европы находятся в следующих соборах:

  1. в (длина нефа - 93 метра).
  2. Кафедральный собор Святого Патрика в Дублине, Ирландия (91 метр).
  3. Буржский собор, Франция (91 метр).
  4. Собор Святого Петра, Ватикан (91 метр).
  5. Костел Святого Албана, Великобритания (84 метра).

Самые высокие нефы Европы находятся в следующих храмах:

  1. Собор Святого Петра в Бове, Франция (высота нефа - 48 метров).
  2. Собор Святого Петра в Ватикане, Италия (46 метров).
  3. Миланский собор, Италия (45 метров).

Вне всякого сомнения, самым выдающимся сооружением Европы базиличного типа является Собор Святого Петра в Ватикане. Это крупнейший христианский храм во всем мире! Собор Святого Петра является центром Католической церкви. А его купол высотой 133 метра - один из самых известных символов Рима.

В интерьерах собора - множество надгробий и скульптур, которые являются настоящими произведениями искусства эпохи Возрождения. Любопытно, что на полу центрального нефа указаны отметки других величественных мировых соборов, по которым каждый может сопоставить их размеры с параметрами храма в Ватикане.

Петра - трехнефная. Под ней расположена крипта, в которой хранятся 23 саркофага с Папами, а также могила апостола Петра.

Нефы Москвы

Нефы можно отыскать и в архитектуре российской столицы. Большая часть таких храмов в Москве - трехнефные. Это кремлевские соборы - Архангельский и Бориса и Глеба, а также Воскресенская церковь в Сокольниках.

Архангельский собор - один из России, который был построен еще в середине XIII столетия. Имеет пять глав. Второй ярус здания занимают хоры. Под собором есть некрополь, в котором покоятся останки древнерусских князей и царей. Здесь похоронены Иван Калита и Дмитрий Донской, царь Иван Грозный и другие (всего 56 погребений).

Воскресенская церковь в Сокольниках была построена в начале ХХ века в стиле "модерн". В плане имеет вид креста. Алтарь церкви направлен на юг, что необычно для православных храмов. Архитектор П. А. Толстых использовал при проектировании здания уникальный прием: пол церкви наклонен по направлению к алтарю. Это позволяет всем верующим свободно наблюдать за богослужениями.

В заключение

Таким образом, неф - это один из основных элементов в базиличных строениях. Он активно используется в различных типах сооружений, но чаще всего - именно в храмовой архитектуре. «Изобретателями» нефа в архитектуре считают древних греков.

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
(с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна галереи - трифория (нижнее фото).

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.

Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;
за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня - кампанилла.

Анатомия архитектуры [Семь книг о логике, форме и смысле] Кавтарадзе Сергей

Эволюция базилики

Эволюция базилики

В принципе, архитектура как вид искусства очень удобна для понимания и изучения – в ней время от времени случаются выдающиеся события, например появляются замечательные сооружения или рождаются важные новации (все равно, технологические, декоративные, функциональные или какие-либо еще), которые потом долго, иногда веками или даже тысячелетиями, повторяются в последующих постройках. События такого рода становятся своеобразными маяками, помогающими легко ориентироваться в общей истории зодчества.

Так, например, от «маяка» к «маяку» можно проследить эволюцию типа западноевропейской христианской базилики. Это очень показательный пример того, какую важную роль в истории культуры способен играть сам факт выбора тех или иных строительных конструкций.

Базилика – слово греческого происхождения (????????), первоначально означавшее «царский портик», можно сказать, «царский навес» (???????? ????). Неизвестно, как выглядели древнегреческие базилики, но, судя по всему, использовались они не как жилища царей, а, скорее, как место для отправления государевых дел, прежде всего судебных.

Рис. 2.18. Базилика Максенция и Константина на Римском форуме. IV век. Рим, Италия

Позже базиликами стали называть огромные здания в Древнем Риме. Их залы колоссальны даже по современным меркам. Они использовались в разных целях, всегда предполагавших скопление огромных масс людей, – для гуляний, для торговли и, опять-таки, для публичных судебных слушаний. Такая базилика обычно вытянута в длину и состоит из нескольких помещений, причем центральное – больше остальных. Если здание предназначалось для суда, то кресло судьи располагалось в специальной полукруглой пристройке – абсиде. Римские базилики были величественными сооружениями с толстыми стенами и грандиозными сводами (правда, встречались и плоские деревянные перекрытия), богато украшенными, в том числе и многочисленными колоннами из дорогих сортов камня.

Когда в IV веке н. э. христиане Рима сделались представителями государственной религии, им, еще недавно скрывавшим таинства веры в катакомбах, понадобилось множество новых вместительных храмов, достаточно представительных, чтобы привлекать языческие души, но конструктивно простых и сравнительно дешевых, так как на помпезные сводчатые сооружения попросту не хватало средств.

Так появился тип раннехристианской базилики – храма, чья композиция во многом заимствована у древнеримских судебных зданий (базиликой ее назвали позже, ввиду сходства с прототипом, очевидно). Прежде всего, такая базилика – это одно или несколько составленных вместе вытянутых пространств, хорошо приспособленных для торжественных церковных процессий. Их называют нефами , то есть кораблями (французское слово nef произошло от латинского navis – корабль). В принципе, храму достаточно и одного такого «корабля», но чаще бывает три или пять, причем центральный выше и шире остальных, а главное – светлее, потому что в его стенах под потолком прорезаны окна, расположенные выше крыш боковых нефов (верхнее, хорошо освещенное пространство главного нефа имеет свое название – клеристорий ). Продольные стены внутри здания опираются на аркады (иногда, но редко, на антаблементы), а те, в свою очередь, на колонны. Верующие поначалу располагались в пониженных и сравнительно темных боковых «кораблях», а по центральному, залитому светом, торжественно шествовали священнослужители.

Своей осевой направленностью христианская базилика в чем-то родственна древнеегипетским храмам. Вход в нее тоже часто начинается с открытого двора, там прихожане готовятся к богослужению. Затем следует нартекс – пристройка перед самой базиликой, где в старину полагалось оставаться уверовавшим во Христа, но еще не крещенным («Оглашенные, изыдите!» – это как раз про них), а также отлученным от причастия за какие-то прегрешения. С противоположной стороны располагался короткий поперечный неф – трансепт , в плане придававший храму форму креста и предназначавшийся для клира. Наконец, замыкалась композиция алтарной частью – полукруглой абсидой, также заимствованной у римских судебных построек. Каменное кресло судьи сделали троном епископа, сиденья вдоль стен отдали священникам.

В сущности, и сейчас большинство католических храмов устроены таким же образом. Зайдете ли в кафедральный собор в самом центре европейской столицы или, оставив горные лыжи у входа, присядете на скамью в деревенской церквушке, затерянной среди отрогов Альп или Карпат, вы, скорее всего, окажетесь в базилике, с нефом, трансептом и абсидой алтаря.

Рис. 2.19. Собор Сан-Джусто. V и XIV века. Триест, Италия

Мы так далеко отошли от заявленной темы про арочные конструкции потому, что раннехристианская базилика интересна нам как раз тем, чего в ней нет, – иными словами, отсутствием сводов. С IV века и до конца тысячелетия храмы Западной Европы перекрывались в основном стропилами, иногда открытыми снизу, иногда зашитыми деревянными панелями плоских потолков. Искусство строить каменные своды сохранялось практически лишь в Византии и в странах, попавших под ее влияние. Вождям племенных союзов, в крови и хаосе междоусобных войн создававших на руинах Римской империи новые государства, было не до величественных построек, требовавших огромных ресурсов и долгого времени на их сооружение, иногда большего, чем могла удерживать трон целая династия.

Однако к концу первого тысячелетия Европа обрела несколько новых устойчивых государственных образований – княжеств, герцогств, мощных империй, – и феодальная система начала стабильно поставлять их владетелям богатства, достаточные не только для ведения войн, но и для масштабного строительства. Впрочем, само строительное дело в ту пору тоже не всегда являлось мирным занятием. Защитить страну можно было только с помощью мощных каменных крепостей – тех самых, с зубцами, башнями и узкими бойницами. Земляные насыпи и частоколы из бревен спасали лишь от мелких воинственных соседей. Очевидно, что, как и сегодня, именно развитие военных технологий вело к прогрессу в гражданских областях.

Рис. 2.20. Собор Святого Петра. Общий вид. 1130–1181 гг. Вормс, Германия

Рис. 2.21. Собор Святого Петра. План. 1130–1181 гг. Вормс, Германия

Впрочем, одним из главных политических и экономических событий на рубеже тысячелетий было как раз то, что уже не только военные силы решали судьбы континента. На этой арене появился новый игрок, который мог обойтись и без армии, – папа римский. Часто ему было достаточно отлучить противника от церкви, чтобы лишить его войска и власти. Христианская церковь, когда-то гонимая, обрела могущество и богатство. А самое главное, по всей Европе, невзирая на границы, она начала строить собственные цитадели – соборы и монастыри, и, чтобы поддержать ее авторитет, от архитекторов снова потребовались напряжение всех творческих сил и технологические умения.

Новая эпоха породила новые формы в зодчестве. Появились «модные» композиционные и декоративные решения: башни с конусовидными завершениями; сдвоенные арочные окна с колонной вместо простенка посередине; аркатурные и аркатурно-колончатые пояса , не обязательно функциональные, но помогающие зрительно членить толстые стены в нужных пропорциях.

Но главным событием, тем, что позволяет нам говорить о новом стиле и оправдывает его название – романский , – стало возрождение древнеримской традиции строить величественные арочные конструкции перекрытий. И хотя в части романских базилик можно встретить и деревянные стропила, именно каменные (либо кирпичные) циркульные своды стоят первыми в ряду отличительных признаков романики.

По мнению многих исследователей, рождение готики еще более тесно связано с технологическими нововведениями. Этот стиль возник не одномоментно, он постепенно вызревал в недрах романского зодчества вместе с попытками усовершенствовать привычные сводчатые перекрытия.

При создании цилиндрических сводов часто применяются подпружные арки : сначала от стены к стене перекидываются мощные дуги арочных «мостов», чтобы потом на них уже опиралась сравнительно легкая кладка свода. Тот же прием в романской архитектуре стали использовать и при возведении крестовых сводов, но теперь к обычным подпружным аркам, перекинутым от стены к стене по кратчайшему пути, добавились диагональные, проходящие там, где смыкаются распалубки. Прежде чем возвести свод, строили как бы его скелет. Так родились нервюры (по-французски nervure – жилка, прожилка), позже ставшие главным нервом готического образа.

Это строительное новшество резко расширило творческие возможности средневековых зодчих. Романская система проектирования не зря называется связанной . Обычный крестовый свод – производное от цилиндрического – может быть только квадратным в плане, ведь все распалубки в нем одинаковы. Из этого следует, что при строительстве базилики ширина бокового нефа жестко зависит от размеров главного, потому что к одной стороне ячейки, перекрытой крестовым сводом (она называется «травея» ), можно приставить только целое число таких же, но поменьше (обычно две). Иными словами, если вы используете циркульные крестовые своды, то ширина боковых нефов должна быть или ровно в два раза меньшей, или такой же, как у центрального «корабля» (в последнем случае, чтобы сохранить гармонию, их надо делать и столь же высокими, то есть построить так называемую зальную церковь). Можно, правда, использовать простой цилиндрический свод, тогда зависимость не будет такой жесткой. Но он, как мы знаем, дает гораздо больший боковой распор и, следовательно, требует более мощных стен под собой. Кроме того, под ним невозможно устроить большие окна (только узкие бойницы), поэтому труднее достичь эффекта «божественного света», льющегося сверху в сакральное пространство храма.

Рис. 2.22. Англо-нормандский крестовый свод

С изобретением нервюрных сводов архитекторы стали справляться с вышеописанными проблемами гораздо изящнее. Арочный каркас позволяет повысить центральную часть свода, «надуть» его снизу, как парашют или парус. Такая конструкция допускает вытянутый или даже трапециевидный план травеи. Это дало возможность не только создавать базилики с нефами любых пропорций, но и перекрывать каменными сводами криволинейные галереи, прежде всего деамбулаторий – круговой обход вокруг алтаря, помещавшегося в абсиде.

Рис. 2.23. Составные части средневековой базилики

О том, почему возникли деамбулатории, стоит рассказать подробнее. Эпоха зрелого Средневековья в Европе – время грандиозных паломнических походов. Путешествовали не только купцы и завоеватели. Огромные массы людей, разных званий и сословий, отважно покидали родные края и отправлялись (в основном пешком!) в далекие странствия, чтобы, преодолев жестокие лишения и избегнув, если будет на то воля Господня, великих опасностей, поклониться мощам убедительно доказавшего свое могущество святого и приложиться к реликвиям – свидетелям чудесных событий тысячелетней давности, случившихся в далекой Палестине. Однако пути пилигримов не были неизведанными. Они следовали от монастыря к монастырю, обретая в каждом из них все новых и новых спутников. При этом в каждой обители были свои святыни, может быть и не такие значимые, как те, что ждали их в конце пути (например, в Сантьяго-де-Компостела, что на севере дикой Испании), но, безусловно, достойные самого благоговейного поклонения. Паломники воздавали почести содержимому роскошных реликвариев и оставляли монеты, которые шли на возведение еще более масштабных монастырских комплексов.

Рис. 2.24. Собор Святого Маманта в Лангре, Франция. Своды деамбулатория

Потоки желающих приобщиться к божественной благодати были столь велики, что во избежание давки появилась потребность в организации в храмах «одностороннего движения». Так возникла идея кругового обхода. Люди, не мешая службе, двигались в сторону алтаря или к скрытой под ним сакристии (крипте – хранилищу святынь) по одному из боковых нефов, останавливаясь для молитвы у капелл – небольших приделов, каждый со своим алтарем, пристроенных с внешней стороны храма. Затем обходили абсиду по специальной полукруглой галерее-деамбулаторию (маленькие церкви, полукругом расположенные вдоль нее, породили красивый образ – венец капелл) и покидали храм, возвращаясь к выходу противоположным нефом. Такой круговой обход поначалу перекрывался деревянными стропилами, позже, с развитием тех конструкций, о которых мы говорим, – трапециевидными в плане крестовыми сводами.

Скорее всего, именно повышенные нервюры крестовых сводов навели зодчих на мысль о создании особой, стрельчатой арки , а затем и стрельчатых сводов, без которых нельзя представить появление следующего большого стиля – готики. По сути, стрельчатая арка – это два фрагмента обычной циркульной арки, сложенные «домиком». Современному человеку ее очертания должны напомнить устремленную в небо ракету. Туда же, к божественным высям, она отправляла и мысли средневековых христиан. Позже этот вектор стали усиливать всеми доступными в художественном отношении способами. Нервюры брали начало от самого пола и пучками, вдоль колонн, взлетали кверху, разбегаясь по ребрам сводов пышным каменным фейерверком. Скульптуры на фасадах вытягивались вверх и колебались как пламя в S -образном изгибе, подчеркивавшем принадлежность изображенных ими людей скорее к духовному миру, нежели к телесному. Башенки-фиалы и заостренные как пики колокольни акцентировали это стремление ввысь. Готический собор если и не «взлетал» в небо, то тянулся к нему, как деревья в роще.

Рис. 2.25. Хор Реймсского собора (Нотр-Дам-де-Реймс). Архитектор Жан де Лу. XIII век. Реймс, Франция

Впрочем, у готических – стрельчатых – арок есть и вполне земные преимущества. Большую часть веса они передают вертикально вниз и, соответственно, меньше стремятся «разъехаться», то есть боковой распор у них значительно меньше, чем у их обычных циркульных аналогов. Поскольку то же относится и к стрельчатым сводам, прежде всего крестовым, их появление позволило создать грандиозные сооружения нового типа – готические соборы, не только высокие, но и не нуждающиеся в толстых каменных стенах. По сути, теперь можно было обойтись вообще без стен, закрывая промежутки между опорами огромными витражами. Контрфорсы – подпорки, ранее перпендикулярно упиравшиеся в стены и гасившие распор лежавших на них перекрытий, превратились в отдельно стоящие столбы. От них к основаниям сводов изящно перекидывались наклонные арочные «мостики» – аркбутаны . Снаружи соборы, несмотря на всю красоту, немного напоминали гигантских сороконожек. Зато, попадая внутрь здания, верующий оказывался если не на небесах, то в преддверии рая, среди почти невесомых стен и сводов, в пространстве, полном неземного света, окрашенного драгоценными витражами.

Рис. 2.26. Святая капелла (Сент-Шапель). Архитектор Пьер из Монтрейля (предположительно). 1242–1248 гг. Париж, Франция

Наверное, устремленность ввысь и кажущаяся легкость каменных конструкций подсказали зодчим путь к выражению религиозной экзальтации, которой была буквально пропитана атмосфера этого времени. Так, в очередной раз архитектоника, то есть художественная демонстрация работы несомых и несущих частей, стала выразителем того, что туманно зовется духом эпохи. Интересно, что, когда этот дух радикально изменился, то есть во времена Ренессанса (возрождения идеалов античности, как мы помним), от стрельчатых конструкций с пафосом отказались, несмотря на их рациональные преимущества. Тогда же готика получила свое презрительное имя архитектуры готов, то есть варваров. Тип базилики остался, но арки и своды вновь стали полукруглыми, правда, более изящными, чем раньше, как и полагается зримым символам гармонии и совершенства.

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Эволюция «сознания» в искусственном интеллекте Наличие сознания является проявлением внутренних процессов, протекающих в мозгу. Зарождение сознания у человека Homo sapiens явилось результатом эволюционного развития нейронных структур мозга как биологической системы.

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

5.11. Эволюция мышления Наша следующая задача в историческом плане - анализ развития мышления начиная с древнейшей фазы, о которой у нас есть надежные сведения. Эта фаза - первобытное общество с культурой позднего палеолита и раннего неолита. Но прежде, чем говорить о

Из книги Мир Авиации 2003 02 автора Автор неизвестен

14.12. Этика и эволюция Но что есть Добро? Что есть Высшее Благо и Высшая Цель? Ответ на эти вопросы, как уже говорилось, выходит за рамки чистого знания, требует волевого акта. Но, может быть, знание подведет нас к какому-то определенному акту, сделает его практически

Из книги Творения рук человеческих (Естественная история машин) автора Боголюбов Алексей Николаевич

Эволюция СБ: этап третии и последний Владимир КОТЕЛЬНИКОВ МоскваОкончание. Начало см. МА 2-02, 1-03 СБ 225-й серииМодернизация, проведенная на т.н. «96-й условной серии», несколько расширила боевую эффективность СБ и облегчила его эксплуатацию, но за счет повышения взлетного

Базили́ка (бази́лика ; греч. βασιλική - «дом базилевса , царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов .

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика , являющемуся разновидностью зального храма .

Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. О религиозном значении термина см. базилика (титул) .

Древнеримские базилики

Римляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние известные примеры - базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды.

Строительство по типу базилики велось также в других городах Италии и римских провинциях. Так, в 120 году до н. э. была воздвигнута монументальная базилика в Помпеях . Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая базилика, руины которой сохранились до наших дней.

В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно периферийное место, становится излюбленным типом константиновской архитектуры . Ранние базилики были перекрыты деревянной плоской крышей. Отлично сохранившийся пример - Aula Palatina в Трире (310). Первой базиликой, перекрытой каменным сводом , считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306-312 гг.) .

Раннехристианские базилики

Наиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством . Тип базилики - наиболее распространённый тип христианского храма IV-VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века .

В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались .

Дальнейшая эволюция

Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается Немецкая церковь в пенсильванском городке Маккиспорт , освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).

Напишите отзыв о статье "Базилика"

Примечания

Ссылки

  • в Православной энциклопедии
  • Базилика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Статья «» в энциклопедии «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Базилика

– Ты забыл, что для меня не важен язык, Север. Я чувствую и вижу его – улыбнулась я.
– Прости, ведающая... Я запамятовал – кто ты. Желаешь ли узреть то, что дано только знающим, Изидора? У тебя не будет другой возможности, ты больше не вернёшься сюда.
Я лишь кивнула, стараясь удержать, готовые политься по щекам злые, горькие слёзы. Надежда быть с ними, получить их сильную, дружескую поддержку умирала, даже не успев хорошенько проснуться. Я оставалась одна. Так и не узнав чего-то очень для меня важного... И почти беззащитная, против сильного и страшного человека, с грозным именем – Караффа...
Но решение было принято, и я не собиралась отступать. Иначе, чего же стоила наша Жизнь, если пришлось бы жить, предавая себя? Неожиданно я совершенно успокоилась – всё наконец-то стало на свои места, надеяться больше было не на что. Я могла рассчитывать только на саму себя. И именно из этого стоило исходить. А какой уж будет конец – об этом я заставила себя больше не думать.
Мы двинулись по высокому каменному коридору, который, всё расширяясь, уходил вглубь. В пещере было так же светло и приятно, и лишь запах весенних трав становился намного сильнее, по мере того, как мы проходили дальше. Неожиданно прямо перед нами засияла светящаяся золотая «стена», на которой сверкала одна-единственная большая руна... Я тут же поняла – это была защита от «непосвящённых». Она была похожей на плотный мерцающий занавес, сотворённый из какой-то, невиданной мною, блистающей золотом материи, через который без посторонней помощи мне, вероятнее всего, не удалось бы пройти. Протянув руку, Север легко коснулся её ладонью, и золотая «стена» тут же исчезла, открывая проход в удивительное помещение.... У меня сразу же появилось яркое чувство чего-то «чужого», будто что-то говорило мне, что это был не совсем тот привычный мне мир, в котором я всегда жила... Но через мгновение странная «чужеродность» куда-то исчезла, и опять всё стало привычно и хорошо. Прощупывающее ощущение чьего-то невидимого за нами наблюдения усилилось. Но оно, опять же, не было враждебным, а скорее похожим на тёплое прикосновение доброго старого друга, когда-то давно потерянного и теперь вдруг заново обретённого... В дальнем углу помещения сверкал переливаясь радужными брызгами маленький природный фонтан. Вода в нём была столь прозрачной, что видна была лишь по радужным отблескам света, блестящим на дрожащих зеркальных каплях. Глядя на этот чудо-родник, неожиданно для себя я вдруг почувствовала жгучую жажду. И не успев спросить Севера, могу ли попить, тут же получила ответ:
– Конечно же, Изидора, попробуй! Это вода Жизни, мы все пьём её, когда не хватает сил, когда ноша становится неподъёмной. Попробуй!
Я нагнулась, чтобы зачерпнуть ладонями чудотворной воды, и почувствовала невероятное облегчение, даже ещё не успев коснуться её!.. Казалось, все мои беды, все горечи куда-то вдруг отступили, я чувствовала себя непривычно успокоенной и счастливой... Это было невероятно – я ведь не успела даже попробовать!.. Растерянно обернулась к Северу – он улыбался. Видимо, такие же ощущения испытывали все, кто прикасался к данному чуду впервые. Я зачерпнула воду ладонями – она сверкала маленькими бриллиантами, как утренняя роса на освещённой солнцем траве... Осторожно, стараясь не пролить драгоценные капли, я сделала малюсенький глоток – по всему телу разлилась неповторимая лёгкость!.. Будто взмахом волшебной палочки кто-то, сжалившись, сбросил мне целых пятнадцать лет! Я чувствовала себя лёгкой, точно птица, парящая высоко в небе... Голова стала чистой и ясной, будто я только что родилась на свет.
– Что это?!. – удивлённо прошептала я.
– Я же тебе сказал, – улыбнулся Север. – Живая Вода... Она помогает впитывать знания, снимает усталость, возвращает свет. Её пьют все, кто находится здесь. Она была здесь всегда, насколько я помню.
Он подтолкнул меня дальше. И тут я вдруг поняла, что мне казалось таким странным... Комната не кончалась!.. С виду она казалась маленькой, но продолжала «удлиняться» по мере нашего по ней продвижения!.. Это было невероятно! Я опять взглянула на Севера, но он лишь кивнул, будто говоря: «Не удивляйся ничему, всё нормально». И я перестала удивляться... Прямо из стены помещения «вышел» человек... Вздрогнув от неожиданности, я тут же постаралась собраться, чтобы не показывать удивления, так как для всех остальных, здесь живущих, это видимо было совершенно привычно. Человек подошёл прямо к нам и низким звучным голосом произнёс:
– Здравой будь, Изидора! Я – Волхв Истень. Знаю, тяжко тебе... Но ты сама избрала путь. Пойдём со мной – я покажу тебе, что ты потеряла.
Мы двинулись дальше. Я следовала за дивным человеком, от которого исходила невероятная сила, и горестно думала, как же всё было бы легко и просто, если бы он захотел помочь! Но, к сожалению, он тоже не хотел... Я шла, глубоко задумавшись, совершенно не заметив, как очутилась в удивительном пространстве, сплошь заполненном узкими полками, на которых покоилось невероятное количество необычных золотых пластин и очень старых «свёртков», похожих на старинные манускрипты, хранившиеся в доме моего отца, с разницей лишь в том, что, хранящиеся здесь, были сделаны на каком-то тончайшем незнакомом материале, которого ранее я никогда и нигде не видывала. Пластины и свитки были разными – маленькими и очень большими, короткими и длиннющими, в целый человеческий рост. И в этой странной комнате их было великое множество...
– Это и есть ЗНАНИЕ, Изидора. Вернее, очень малая его часть. Можешь впитать, если желаешь. Оно не повредит, а может даже поможет тебе в твоём искании. Попробуй, милая...
Истень ласково улыбался, и мне вдруг показалось, что я знала его всегда. От него исходило чудесное тепло и покой, которых мне так не хватало все эти жуткие дни, борясь с Караффой. Он видимо всё это прекрасно чувствовал, так как смотрел на меня с глубокой печалью, будто знал, какая злая судьба ждёт меня за стенами Мэтэоры. И он заранее оплакивал меня.... Я подошла к одной из бесконечных полок, до верха «забитой» полукруглыми золотыми пластинами, чтобы посмотреть, как предложил Истень... Но не успела даже приблизить руку, как на меня буквально обрушился шквал ошеломляющих, дивных видений!!! Потрясающие картины, не похожие ни на что, когда-либо виденное, проносились в моём измученном мозге, с невероятной быстротой заменяя друг друга... Некоторые из них почему-то оставались, а некоторые исчезали, тут же принося за собой новые, которые я тоже почти не успевала рассмотреть. Что это было?!.. Жизнь каких-то давно умерших людей? Наших Великих предков? Видения менялись, проносясь с сумасшедшей скоростью. Поток не кончался, унося меня в какие-то удивительные страны и миры, не давая очнуться. Вдруг одно из них вспыхнуло ярче остальных, и мне открылся потрясающий город... он был воздушным и прозрачным, будто созданным из Белого Света.

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
(с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.

Над боковыми нефами может находиться галерея - эмпоры.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.