Томат

Особенности развития африки в 19 веке. Колониальный раздел африки

На протяжении XIX в. Великобритания овладела всей Южной Африкой, но статус различных ее территорий был неодинаков. Самая крупная из них — Капская колония — уже с 1854 г. имела самоуправление. Белые жители (англоязычные и африканеры-буры, каждых почти поровну) составляли 23 %, африканцы — 60% населения. Колония Натал добилась самоуправления в 1897 г. Здесь в составе белого населения 76% были переселенцами из Англии и их потомками, 11 — выходцами из других стран, 13 — приходилось на долю африканеров, но все они вместе взятые насчитывали 8% от общего количества населения колонии. Трансвааль и Колония Оранжевой реки находились на положении коронных колоний.
Белых жителей Трансвааля было 24,9% (количество англоязычных и африканеров было примерно равным), в Колонии Оранжевой реки — 33,2%, но здесь африканеры преобладали. По региону в целом белые южноафриканцы составляли около 20%. Этнические группы африканеров и выходцев из Британии и других европейских стран количественно были примерно равны. Различия национального менталитета, культуры, языка, экономических интересов не мешали им выступать в качестве представителей господствующей единой этнической общности. И наоборот, коренные африканцы, метисы, лица азиатского происхождения находились в положении угнетенных и были лишены политических прав.
Однако опасения нового подъема антибританского движения африканеров, с одной стороны, стремление преодолеть противоречия между правящими режимами колоний, с другой, побудили английских колонизаторов поделиться властью ради укрепления «белого» господства на юге континента. В 1906 г. Трансваалю и в 1907 г. Колонии Оранжевой реки предоставили самоуправление. Дальнейшие шаги к объединению колоний связаны с работой Национального конвента 1908—1909 гг., созванного для рассмотрения проекта конституции объединенного государства. Делегаты от колоний представляли лишь «белую» Южную Африку. В дискуссиях на главенствующее место вышел вопрос о государственном устройстве. Большинство делегатов отдавали предпочтение унитарному государству в форме союза, что, как они полагали, позволит решить три задачи. Во-первых, унитарное государство наиболее благоприятствовало процессу слияния африканеров, лиц британского происхождения и выходцев из других европейских стран в единую нацию. Во-вторых, надеялись объединением в союз более эффективно осуществлять власть белого населения в стране и обеспечить полное невмешательств Великобритании во внутренние дела Южной Африки. Эту точку зрения разделяли не только африканеры, но и англоязычные делегаты. Последние выражали интересы горнопромышленников, стремившихся противостоять британской экономической экспансии. В-третьих, полагали, что унитарное государство обладает большими возможностями для подавления выступлений черного африканского населения.
По ряду ключевых вопросов после долгих споров Конвент смог принять решения, потому что англоязычные и африканерские делегаты пошли на компромисс. Одобрили резолюцию о равенстве английского и голландского языков. Не найдя согласия о столице будущего государства, решили территориально разделить ветви власти: правительство разместить в Претории (столице Трансвааля), парламент— в Кейптауне (столице Капской колонии), верховный суд — в Блумфонтейне (столице Колонии Оранжевой реки). Приняли принцип «равных прав», согласно которому членов парламента должны избирать округа с одинаковым числом избирателей с возможным отклонением в 15% от средней их численности — этим учитывались особенности сельских округов с меньшим, по сравнению с городами, числом избирателей. Договорились о равенстве английского и голландского языков.
В 1909 г. английский парламент принял Акт о Южной Африке — конституцию, определившую государственный строй Южно-Африканского союза (ЮАС) как доминиона. В его состав вошли бывшие английские самоуправляющиеся Капская колония и Натал, а также Трансвааль и Колония Оранжевой реки. 31 мая 1910 г. считается днем официального провозглашения ЮАС. Генерал-губернатор как представитель короля возглавлял исполнительную власть. Он назначал членов Исполнительного совета — государственных министров, руководивших соответствующими департаментами. В его ведении находились прием и увольнение должностных лиц, председателя и членов верховного суда, командование морскими и военными силами. Генерал-губернатор утверждал билли парламента или отказывал в таком утверждении, возвращал билли в парламент со своими поправками. Но король в течение года мог отклонить принятый парламентом и утвержденный генерал-губернатором билль.
Законодательная власть в ЮАС принадлежала парламенту. Конституция установила, что члены верхней палаты — Сената — должны принадлежать к белому населению и иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 500 ф. ст. Из 40 членов Сената 8 (в том числе 4 цветных) назначал генерал-губернатор, по 8 сенаторов избирали верхняя и нижняя палаты каждой провинции. На выборах в нижнюю палату— Палату собрания— применялись законы, действовавшие в каждой из колоний до объединения. В соответствии с этой нормой в Капской провинции, например, избирать в нижнюю палату парламента ЮАС могли все мужчины, достигшие 21 года независимо от цвета кожи, однако для цветного населения требовалось 12-летнее проживание, рекомендации 3 белых избирателей, освобождение в течение 7 лет от действия законов о туземцах. В связи с этим право голоса реально получили менее 2,3% цветного мужского населения. Это были старшины родов, вожди, туземные торговцы, торговцы-индусы. Кроме того, лишили избирательных прав всех находившихся на военной службе. В остальных провинциях избирательное право предоставили только белому населению. Ни в одном другом английском доминионе неравенство рас не достигало таких масштабов, как в ЮАС. На первых после провозглашения ЮАС выборах в парламент, проведенных в 1910 г., победу одержала африканерская Южно-африканская партия. В правительство вошли представители как африканерского, так и англоязычного населения. Белое меньшинство немедленно принялось за осуществление принципов расового общества на всей территории Союза.

Южная Африка во второй половине XIX – начале XX века

1. XIX в.

2.

3. Южная Африка в 1870-е гг.: попытка создания Южноафриканской конфедерации и первая англо-бурская война

4. Социально-экономическое развитие Южной Африки в последней трети XIX – начале XX в.

5. Вторая англо-бурская война. Создание ЮАС.

Напомню предысторию:

Изначально Мыс Доброй Надежды (Кап или Капская колония) – владение Голландии (Нидерландов)

Основное население – местные племена и буры (потомки выходцев из Голландии, Германии и т. п.)

Буры создали специфическую культуру, язык буров – африканаас. Довольно часто буров называют африкандерами. Ничего, кроме Библии не читали, патриархальный быт, свободолюбивы, неуправляемы.

Основное занятие буров – земледелие. Фермерское хозяйство буров нуждалось в рабочей силе, поэтому туземное население подвергалось жестокой эксплуатации. Существовало рабство.

Жестокое отношение буров к чернокожим, захват земли и рабов – всё это было причиной постоянных войны с местными племенами.

Во время Наполеоновских войн Мыс захвачен англичанами. Для них Капская колони (а точнее её политический центр - Кейптаун) – это стратегический пункт на пути в Индию.

Начало английской эмиграции в Кап. В 20-е гг. (когда именно) англичане отменили рабство. Ввели английский язык в делопроизводство.


Буры недовольны англаизацией Капа, отменой рабства и английским правлением.

В 1е годы состоялся т. н. Великий Трек. Часть буров ушла из Капской колонии на север. Мигранты основали Оранжевое свободное государство и Трансвааль (ЮАР), но большая часть буров осталась в Капе. Вообще бурское население в Африке всегда превалировало над англоязычным. Но и буры, и выходцы из Англии значительно уступали по численности туземцам. (В середине 19 в. население британских колоний – 1,5 млн., из которых 300 тыс. – белые. В бурских республиках в то время на 70 тыс. белых приходилось от полумиллиона до 1 млн. чёрных. Все эти цифры весьма не точны. Численность чёрного населения не могла быть точно установлена, а численность белого населения также постоянно менялась вследствие иммиграции).

Здесь необходимо сказать несколько слов о политкорректности. Считаетя, что употребление терминов «туземцы» и «негры» по отношению к чернокожим африканцам является неполиткорректым. Однако замечу, что в литературном и научном русском языке , да и в представлениях англичан 19 века слова «негр» и «туземец» не имели негативного или уничижительного оттенка. Запрет на употребление этих слов связан с расовыми проблемами, причём не столько в Африке, сколько в США. Кроме того, замечу, что нормы политкорректонсти порой создают трудности для исследователей, поскольку табу на употребление некоторых слов мешает точно формулировать мысль. Более того, иногда политкорректность мешает не только формулировать мысли, но просто мыслить. Политкорректность требует рассматривать колониализм почти как эсхатологическое зло, она требует забыть об отсталости африканских племён и т. п. Естественно, политкорректность имеет мало общего с настоящей расовой толерантностью и равноправием. Словесную политкорректность следует признать скорее уделом журналистов, нежели исследователей.

Административно-политическое деление Южной Африки в середине XIX в.

Наиболее развитое политическое образование региона – Капская колония

Это т. н. переселенческая колония,

Несмотря на то, что большинство населения Капской колонии – туземцы – в хозяйственной жизни страны, в экономике господствующее положение занимали белые.

Как и всем переселенческим колониям Великобритании Капу было предоставлено внутреннее самоуправление – в 1852 г. учреждён парламент, а в 1872 г. создано ответственное перед парламентом колониальное правительство. Тем не менее, главой исполнительной власти Капа оставался британский губернатор, полномочия которого постепенно перетекали в руки местных органов власти. Белые (переселенческие) колонии постепенно развивались и ускользали из-под влияния страны-матери – Британии.

Британия уже не могла и не желала силой удерживать свои колонии. Британия боялась конфликтов, которые могли бы разрушить империю (наподобие войны с североамериканскими колониями). Поэтому британское правительство передавало белым колониям всё больше прав во внутреннем управлении, сообразно уровню их экономического развития.

Были и другие Британские колонии – Наталь, Грикваленд, но мельче, чем Кап.

Трансвааль и Оранжевое государство управлялись избираемыми бурами фольксрадом и президентом. Госаппарат не развит.

Забегая вперёд, отмечу, что все эти территории – бурские государства и британские колонии – в начале 20 века были объединены в Южно-Африканские Союз под протекторатом Британии, ныне – это Южно-Африканская республика.


Помимо указанных государственных образований, в Южной Африке было создано несколько английских протекторатов и туземных колоний – Бичуаналенд, Басутоленд и др. А в х гг. созданы Северная и Южная Родезии (ныне – Замбия и Замбези)

Что касается разного рода союзов африканских племён на юге континента, то они не поднялись выше того уровня развития государственности, который обозначают как протогосударство.

Социально-экономическое развитие Южной Африки в середине XIX века. Положение чернокожих африканцев.

Европейские колонизаторы оказали огромное, если не определяющее влияние на развитие социально-экономических систем в Азии и Африке. Конечной результат деятельности империй нового времени – распространение капиталистического хозяйства в Азии и Африке, форсированная трансформация традиционного натурального или полунатурального хозяйства в товарное капиталистическое. И как результат - включение целых регионов Азии и Африки в мировую капиталистическую систему в качестве сырьевых придатков, рынков сбыта и резервуаров дешёвой рабочей силы.

Однако если, скажем, в Индии или Китае колонизаторы имели дело с относительно развитыми местными социально-экономическими системами, то в Африке европейцы переделывали на капиталистический лад общество, едва вышедшее (а иногда и не вышедшее…) из первобытного состояния. Возможно, именно поэтому Южная Африка не только была подчинена политическому контролю европейцев, но и стала объектом переселенческой колонизации. (Для Азии это не характерно) Поэтому в Южной Африке мы можем в чистом виде проследить, как проходила насильственная модернизация традиционного общества.

Самая мощная в экономическом плане территория в Южной Африке – Капская колония.

Но в целом Южная Африка в середине 19 в. – отсталый регион. Главная отрасль - сельское хозяйство , а с 70-х гг. развиваются горнодобывающие отрасли. В Капской колонии развивалось фермерское и плантационное хозяйство. Причём, землю обычно конфисковали у туземных племён.

Для развития экономики необходимо было привлечь в производство дешёвую рабочую силу – туземцев.

Но существовала проблема – туземное традиционное общество было самодостаточным и не нуждалось в сотрудничестве с капиталистическим хозяйством переселенцев (туземцам просто не зачем было работать на фермеров). Туземцы занимались по большей части скотоводством.

(Именно в это время возник и до сих пор существует миф о некоей природной лени чернокожих африканцев. Естественно, туземцы, ведя натуральное хозяйство, не видели смысла работать на европейцев. А европейцы, преисполненные расовой спеси, в большинстве своём рассматривали африканцев как лентяев, чуждых прогресса. Распространялось мнение, что туземцы в силу своих природные склонностей не могут добровольно включиться в интенсивную хозяйственную деятельность. Высокопроизводительный труд для них чужд).

Итак, в Южной Африке в целом и в Капской колонии – в частности колонизаторы столкнулись с той самой проблемой, которую им приходилось решать и в других странах Востока. Речь идёт, ещё раз повторю, о самодостаточности традиционного хозяйства туземцев. Огромные трудовые ресурсы были замкнуты внутри самообеспечивающейся общины. Капиталистическое хозяйство в регионе не могло развиваться, не разрушив этой самодостаточности, не высвободив эти трудовые ресурсы. Туземцев, связанных общиной, просто невозможно было подвергнуть капиталистической эксплуатации. Стремление белых к увеличенинию доходности своего хозяйства входило в прямое противоречие с существованием традиционной социальной структуры и форм хозяйствования.

Забегая вперёд скажу, что разные этнические группы в разной степени были интегрированы в капиталистическое хозяйство переселенцев. В некоторых племенах традиционная система хозяйствования была полностью разрушена. Другие племена были согнаны в резервации, где могли сохранять прежние социальный структуры и формы хозяйства.

После отмены рабства решить проблему обеспечения хозяйства белых рабочими руками чисто силовыми методами (как это делали буры) было невозможно. Англичане применяли иные - более изощренные, но порой не менее жестокие – методы. Что это за методы?

Введение денежных налогов на племена (на работоспособных мужчин, на хижины) à чтобы оплатить их туземцы за бесценок вынуждены были работать на фермах и в городах.

Сгоняли туземце с земель, забивали скот, насильно уничтожали традиционное хозяйство.

Экономическая экспансия европейцев была тесно сопряжена с культурной – в Южной Африке активно действовали христианские миссионеры разных конфессий.

Всё это вызывало коренную трансформацию туземных обществ. Некоторые племена, представители которых жили среди белых, подверглись частичной европеизации, превратившись в социальные низы южноафриканского общества. Другие – жили обособлено в резервациях, сохранили племенную организацию, но и они были вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

В зависимости от степени интегрированности разных племён в хозяйственную систему белых различался и их правовой статус. В отношении племён, проживающих обособленно, английские колонизаторы с 1890-х гг. применяли систему косвенного управления. Это означало, что племена сохраняли (в несколько усечённом виде) традиционную политическую племенную организацию, подчинялись нормам традиционного права. Здесь сохранялась власть вождей. Но колониальные власти контролировали непосредственно вождя, который превращался таким образом в низшего колониального чиновника. В таких племенах процессы модернизации и разрушения традиционного общества шли медленнее, но зато менее болезненно .

Представители тех племён, которые были в значительной мере интегрированы в европейское хозяйство и утратили племенную организацию и хозяйственную самостоятельность, подчинялись колониальным властям и европейским правовым нормам . Формально в рассматриваемые период в английских колониях не существовало политико-правовой дискриминации черного населения. Однако имущественные избирательные цензы не позволяли туземцам стать полноценными (в политическом смысле) членами общества. Кроме того, существовали прочные социальные барьеры между белыми и чёрными.

Итак, многие страны Азии, усвоив импортный – европейский – капиталистический способ хозяйствования, заняли подчинённое положение в мировой системе разделения труда. А в Южной Африке туземцы, будучи насильсвенно интегрированными в капиталистическое хозяйство, заняли подчинённое положение в самом Южно-Африканском обществе.

Здесь необходимо вернуться к мысли, которую я уже не раз высказывал: только форсированное развитие капитализма своими силами могло обеспечить независимость азиатских обществ (как это было в Японии). Развитие же капитализма силами европейцев и под контролем европейцев происходило, прежде всего в интересах европейцев. Это вело к системному закреплению зависимого неравноправного положения азиатких и африканских народов в мировой экономической системе. В Южной Африке в 19 в. вообще не было никаких шансов на развитие местного – туземного – капиталистического хозяйства в обозримом будущем.

Некоторые племена решительно боролись за сохранение своего хозяйственного уклада, политическое независимости и самобытной культуры – туземные войны следовали одна за другой. Безусловно, все эти попытки были обречены, поскольку европейцы не только превосходили туземцев в военном деле, но и были носителями более прогрессивного способа хозяйствования, что в конечном счёте и обеспечило их победы. Кроме того, изоляционизм и попытки возврата к неким традиционалистским формам жизни, лишь усиливает отставание туземных обществ и консервируют их зависимое положение.

Особенно жестокой эксплуатации чернокожие африканцы подвергались в бурских республиках, где негласно продолжало существовать рабство. Туземцы здесь были полностью бесправны. Туземцы и буры ненавидели друг друга – история их взаимоотношений – это постоянные кровавые войны.

Британские власти любили выставлять себя защитником туземцев от притеснений буров. Британия играла на противоречиях буров и туземных племён, усиливая при этом своё влияние в регионе. В целом, конечно, английская власть для туземцев была меньшим злом.

Итак, в 19 в. в Южной Африке закладывались социально-экономические основы не только развития капиталистического хозяйства, но и целой системы политико-правовой дискриминации чёрного населения, которая была создана уже в 20 веке. Эта система называлась апартеид. Ещё раз обращаю внимание на истоки апартеида: огромные разрыв в уровне социально-экономического развития между местными племенами и европейскими переселенцами.

Предполагается, что основы политики апартеида были заложены ещё в конце 19 века. (первая ласточка – Глен Грей акт 1892 г.)

Южная Африка в 1870-е гг.: попытка создания Южноафриканской конфедерации и первая англо-бурская война

Существование туземной опасности как для буров, так и для английских переселенцев уже в середине 19 в. заставило некоторых бурских и английских политиков задуматься об объединении английских колоний и бурских республик ради безопасности. Объединение Южной Африки также объективно способствовало экономическому росту в регионе.

Карнарвон (1874 – 1877 г.) – ми по делам колоний в консервативном правительстве Дизраэли выдвинул проект создание союза английских колоний и бурских республик под эгидой Британии.

Конфедерация – способ цивилизованного поглощения бурских республик. Цель Карнарвона - создание мощного доминиона на Юге Африки для защиты белых от туземцев и экспансии Британии вглубь Африки.

Несмотря на постоянную туземную опасность, в Капе в то время не желали объединяться; в бурских республиках также протестовали. Причина негативного отношения к проекту конфедерации заключалась в том, что не было ещё экономического единства региона.

Однако Карнарвон настаивал, и Трансвааль в апреле 1877 года аннексирован Британией. Буры не могли сопротивляться т. к. сами были на грани военного краха – им угрожало самое мощное туземное политическое образование в Южной Африке – т. н. «государство зулусов».

Основатель зулусского государства – Чака. Его преемник– Кетчвайо значительно усилил государство в 70-е гг.

По существу это зулусское государство было племенным союзом. Во главе – вождь (инкоси) и совет индун – вождей помельче. Главный козырь зулусов – военная организация и армия.

В декабре 1878 года вспыхнула англо-зулусская война

Это ещё один повод, чтобы задуматься о результатах колониализма. Не трудно заметить, что наиболее успешными в социально-экономическом плане в нынешней Африке являются те этнические группы, которые наиболее сильно подверглись модернизационному воздействию колонизаторов. Это те этнические группы, традиционная племенная организация которых была разрушена, которые были лишены земли и интегрированы (если угодно – загнаны) в качестве дешёвой рабочей силы в рамки капиталистического хозяйства.


Хотя до 70-х годов XIX в. колонизаторы захватили только незначительную часть африканской территории, они к этому времени уже оказали губительное влияние на развитие народов Тропической и Южной Африки. Первые захваты португальцев нарушили давние и довольно интенсивные торговые связи между Африкой и Азией. Захват Португалией, а затем и другими европейскими державами наиболее удобных гаваней и создание на побережье опорных пунктов колонизаторов практически лишили многие африканские народы выхода к морю. Исключительно тяжелые последствия для народов Тропической и Южной Африки имела работорговля.

Рабство существовало в Африке задолго до появления европейцев, но носило тогда патриархальный, домашний характер. С появлением европейцев торговля людьми приобрела невиданный размах. Во время ее наивысшего расцвета, в XVII- XVIII вв., почти все страны Западной Европы явно или тайно участвовали в этом доходном промысле. Потеря африканскими народами десятков миллионов людей не могла не сказаться резко негативно на развитии производительных сил. Работорговля крайне отрицательно повлияла и на политическое развитие африканских народов. В доколониальный период рабы пополнялись главным образом за счет военнопленных. Массовая работорговля привела к резкому увеличению междоусобных войн. Колонизаторы натравливали одни племена и народы на другие, чтобы увеличить количество рабов. Дружины вождей начали совершать внезапные набеги на соседей специально для охоты за людьми. Зачастую вожди стали продавать в рабство своих подданных.

В начале XIX в. ослабла заинтересованность развитых капиталистических стран в работорговле. В 1807 г. британский парламент издал закон, запрещавший британским подданным заниматься ею. Но это не привело к прекращению охоты за людьми. Легальная торговля рабами превратилась в контрабандную. Когда невольничий корабль обнаруживали патрульные суда британского военного флота, владельцы корабля, стремясь уничтожить улики преступления, безжалостно сбрасывали закованных в кандалы африканцев в океан.

В пучине глубокого моря,

Схоронены в зыбких песках,

Лежат позабытые всеми Людские скелеты в цепях ,- писал поэт Лонгфелло.

Губительные последствия работорговли продолжали сказываться и в середине XIX в. К тому же английское правительство использовало «борьбу с рабством» для прикрытия колониальной агрессии. Часто результатом «экспедиций для искоренения работорговли» были новые колониальные захваты.

Государственные образования и общественный строй народов Тропической и Южной Африки в XVIII-XIX вв.

Колониальные захваты и работорговля закрепили известную застойность в развитии народов Тропической и Южной Африки. Сохранилась и сложившаяся в предшествующие эпохи большая неравномерность в развитии разных народов и регионов.

Древние и средневековые государства и государственные образования охватывали отнюдь не всю территорию Тропической и Южной Африки. Племена и народы обширных, главным образом лесных, районов «срединного пояса», современных Нигерии и Камеруна, бассейнов р. Убанги и среднего течения р. Конго, ряда областей Восточной Экваториальной Африки, всего юга континента продолжали жить в условиях первобытнообщинного строя. Некоторые племена бушменов, обитавшие в пустыне Калахари, находились на стадии развития, соответствующей верхнему палеолиту. Территории, входившие в некогда сильные и сравнительно высокоразвитые государства (главным образом в Западном Судане), вернулись в состояние политической раздробленности.

Создание новых государственно-политических объединений в XVIII-XIX вв. происходило в трудных и сложных условиях. Тем не менее и в этот период в Тропической и отчасти в Южной Африке имелся ряд государств и государственных образований.

В начале XIX в. между р. Сенегал и нижним течением Нигера появилось сравнительно крупное государство со столицей в г. Сегу. В середине XIX в. его правителем был Аль-Хадж Омар. Тогда же в результате завоеваний мелких государств народа хауса предводителем небольшого племени народа фульбе Османом дан Фодио возникло другое крупное государство Западного Судана, которое по названию своей столицы именовалось Сокото. Завоеватели довольно быстро слились с хауса, переняв их язык и культуру. К югу от устья Сенегала сложилось государство Кайор, созданное народом волоф.

Во внутренних районах бассейна Конго, которые позднее и в несколько меньшей степени подверглись разрушительному воздействию работорговли, в XVII-XVIII вв. переживали период непродолжительного расцвета государства Луба, Лунда и Куба (иногда по имени соответствующих народов их называют Балуба, Балунда и Бакуба). В то время через Лубу и Лунду проходил торговый путь, соединяющий западное и восточное побережья Тропической Африки. Здесь находилась и наиболее развитая в экономическом отношении область бассейна Конго - Катанга (Шаба), издавна славившаяся своими соляными: и медными месторождениями.

Усилилось в XVIII в. государство Вадаи, возникшее в районе оз. Чад в XIV в.

Политическим центром федерации государств йоруба, расположенной на побережье Гвинейского залива (прибрежные районы современной Нигерии), в XVIII в. оставался Ойо. В нем находилась резиденция алафина - главы йоруба. Алафина избирал из членов рода царствующей династии совет из семи представителей высшей знати. Обращение в рабство свободного населения, постоянные войны с соседями, вторжения фульбе с севера способствовали упадку Ойо. В первой половине XIX в. уже далеко зашел процесс распада государственного объединения йоруба. Слабо связанные между собой государства лишь формально признавали верховенство алафина Ойо.

Постоянные войны с Ойо вела, в частности, соседняя Дагомея. Она располагала боеспособной армией, ядро которой составляло регулярное войско, включавшее и отряды женщин-воинов.

В конце XVII - начале XVIII в. к северу от Золотого Берега усилилось государство Ашанти. Это была федерация княжеств, группировавшихся вокруг наиболее сильного из них - Кумаси. В первой половине XIX в. Ашанти пыталось объединить под своей гегемонией народы центральной и западной частей побережья Гвинейского залива.

Наиболее значительным государством Восточной Африки (исключая Эфиопию) в конце XVIII - первой половине XIX в. была Буганда, этническую основу которой составлял народ баганда. Во главе государства стоял наследственный монарх с титулом «кабака».

Кроме названных выше в Тропической Африке существовал ряд других государств и государственных образований.

Общественный и политический строй государственных образований Тропической Африки еще недостаточно исследован. Их социально-экономическая структура была различной, но при большом многообразии конкретных форм все они переживали становление или развитие феодальных отношений, которые вырастали непосредственно из родо-племенного строя. При этом феодальные отношения, как правило, сосуществовали с относительно сильным и устойчивым рабовладельческим укладом, сохранению которого способствовала колонизаторская работорговля. Надо полагать, что быстрое возвышение государств Гвинейского побережья (Ойо, Дагомея, Ашанти), обогащение их правящей верхушки также были связаны с европейской работорговлей.

Важнейшей отличительной чертой всех государственных образований Тропической Африки, на какой бы ступени феодализации они ни находились, было сохранение многих институтов родо-племенного строя. Повсеместно взимание феодальной ренты сочеталось с общинными формами землевладения и землепользования. Родовые пережитки оказывали сильное влияние на организацию общественной жизни. Функции государственного аппарата нередко выполняли органы родового самоуправления.

Советские африканисты определяют классовые общества африканских государств как феодально-патриархальные. При этом необходимо учитывать, что по соседству с этими обществами, а иногда и на территории их государственных образований жили народы, находившиеся на различных стадиях разложения родо-племенного строя. Иной раз имела место и своеобразная «реставрация» родо-племенных отношений при распаде или ослаблении государственных образований. С другой стороны, у некоторых народностей, находившихся на родо-племенной стадии развития, в первой половине XIX в. происходил довольно интенсивный процесс объединения племен и становления государства (например, у зулусов Южной Африки). Необходимость отпора колониальной агрессии ускоряла этот процесс.

Колониальные захваты эпохи домонополистического капитализма и сопротивление африканских народов

В рассматриваемый период главными базами колониализма в Тропической и Южной Африке являлись колонии, возникшие на рубеже нового времени.

Португальские владения в Анголе включали прибрежные области от устья Конго до мыса Капо-Негро. В первой половине XIX в. эти районы оставались местом ссылки преступников. В руках португальских чиновников, безжалостно обиравших местное население, находилась вся полнота власти. Вожди племен постепенно превращались в агентуру колонизаторов. Очень большую роль играли рабство и работорговля.

В Мозамбике вплоть до середины XIX в. контроль колонизаторов также ограничивался прибрежной полосой. В XVII, XVIII и даже в первой половине XIX в. Мозамбик был ареной охоты за людьми и главной базой работорговли в Юго-Восточной Африке. Отсюда рабы вывозились в Бразилию для работы на сахарных плантациях. Проникновение португальских колонизаторов в XIX в. во внутренние районы Мозамбика привело к длительной войне с местным населением.

Усилилась эксплуатация населения Гвинеи (Бисау). Была введена система принудительного выращивания экспортных культур - арахиса и др.

В Южной Африке оплотом колониализма была Капская колония, созданная голландцами во второй половине XVII в. Сюда переселялись также бежавшие из Франции гугеноты, выход-

цы из Германии и другие эмигранты. Потомки голландских, а также французских и немецких колонистов стали называть себя бурами. Захватывая земли готтентотов, буры создавали в районе мыса Доброй Надежды свои фермы, на которых широко применялся рабский труд. В дальнейшем буры перешли к захватам земель коса - племен, принадлежащих к группе народов банту.

В ходе наполеоновских войн Капская колония перешла к англичанам. Первое время британские власти сохраняли старые порядки, установленные голландской Ост-Индской компанией. Жители колонии официально делились на «европейцев» и «рабов», последних насчитывалось 30 тыс. Однако в дальнейшем отношения между бурами и англичанами стали напряженными. Начался приток колонистов из Англии. Повсюду вводился английский язык. Англичане ликвидировали местное самоуправление буров. Но особенно сильное недовольство колонизаторов-буров вызвал закон 1833 г. об освобождении рабов в британских колониях. После этого начался массовый уход буров из Капской колонии.

К тому времени у племен банту, территория которых была ареной бурской и английской колониальной агрессии, происходили объединительные процессы, формирование народностей. Особенно интенсивными они были на территории современного Наталя. Уже в самом начале XIX в. здесь довольно далеко зашло объединение многочисленных зулусских племен и становление государства зулусов. Его последовательно возглавляли выдающиеся вожди Дингисвайо, Чака и Дингаан. При Чаке (1818-1828) государственное объединение зулусов охватывало около ста племен. Зулусская армия включала всех здоровых мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Они составляли отряды с постоянным командиром - индуной. В мирное время только небольшая часть воинов находилась как бы на казарменном положении, располагалась в пограничных районах и следила за действиями вражеских племен. Большинство же жило в своих деревнях, занимаясь сельским хозяйством. Зулусский воин был вооружен коротким крепким ударным копьем - ассегаем, которым он действовал как штыком. Зулусы сражались сомкнутым строем, выделяя отряды для обхода противника с флангов и с тыла. Единая армия была одной из основ формировавшегося в то время государственного объединения зулусов. На обширной территории власть местных племенных вождей была подорвана. При Чаке каждая из подвластных ему территорий управлялась индуной размещенного на ней отряда.

Караваны буров, двинувшихся из Капской колонии на север и северо-восток, начали захватывать земли зулусов. 16 декабря 1838 г. в решающем сражении зулусы потерпели поражение. Этот день, названный «Днем Дингаана» (по имени тогдашнего правителя зулусов), с тех пор ежегодно отмечается в Южной-Африке. Для расистов это государственный праздник, день торжества белых над африканцами. Прогрессивные силы считают «День Дингаана» своим праздником - символом героического сопротивления африканцев колонизаторам

В 1840 г. буры, используя сепаратизм и предательство части зулусских вождей, окончательно разгромили армии Дингаана. Зулусам оставили лишь полосу земель на севере Наталя, объявленных независимым государством Зулуленд. Но бурам не удалось создать в Натале свою республику, он был включен англичанами в состав Капской колонии, а позднее выделен в самостоятельную британскую колонию Наталь.

После этого большинство буров покинули Наталь и направились в бассейны рек Оранжевая и Вааль, в районы, населенные бечуана и басуто. Если бечуана действовали разрозненно, то у басуто вторжение колонизаторов породило сильную тягу к объединению. Французский миссионер, живший среди басуто, писал: «В последние годы непрерывный натиск белых, кажется, открыл туземцам глаза... Идея объединения племен для отпора чужеземцам с каждым днем все больше внедряется в их сознание». Борьбу за объединение басуто и защиту их независимости возглавил Мошеш, который был признан верховным правителем всех басуто. Оплотом независимости басуто стал гористый, труднодоступный район, где ныне находится государство Лесото. Мошеш обращался к вождям зулусов и коса с призывом объединиться для борьбы с колонизаторами. Под его руководством басуто длительное время успешно сопротивлялись колониальной агрессии. Однако силы были неравными. В 1868 г. страна басуто стала британским протекторатом (Басутоленд).

Что касается буров, то они создали в середине XIX в. два государственных образования колонизаторов - Южно-Африканскую республику (англичане обычно называли ее Трансвааль) и Оранжевое Свободное государство (Оранжевая республика), - независимость которых была признана Англией. Эти события способствовали усилению бурского национализма. Буры утратили прежнюю связь с Голландией. Постепенно они стали называть себя африканерами. Отличался от голландского и их язык, который впоследствии получил название «африкаанс».

В то время как бурские колонизаторы вели наступление на зулусов, бечуана и басуто, англичане двигались на восток, захватывая земли коса. В результате целой серии «кафрских войн» племена коса были порабощены англичанами.

Таким образом, к 70-м годам XIX в. значительная часть Южной Африки перешла в руки колонизаторов. На ее территории были созданы две британские колонии и две бурские республики. Зулусы, басуто, коса мужественно сопротивлялись колониальной агрессии, но английские и бурские захватчики оказались сильнее. К этому времени независимость сумели сохранить только зулусы Зулуленда и родственный им народ свази (на территории современного Свазиленда).

Если Южная Африка к 70-м годам XIX в. в основном уже была захвачена европейцами, то в Тропической Африке Англия и Франция к этому времени лишь несколько расширили территории своих баз. Опираясь на захваченные ранее пункты на Золотом Берегу, Англия начала наступление на Ашанти. Однако стойкое сопротивление народа ашанти задержало продвижение колонизаторов. Англичанам пришлось заключить с ашанти договоры, признавшие независимость их государства и его суверенитет над прибрежными районами. В 1831 г., после очередной кровопролитной войны, государство Ашанти отказалось от контроля над побережьем, а Англия подтвердила его независимость. Англичане значительно расширили свои колониальные владения на Золотом Берегу. Новая война с Ашанти в 1863 г. не принесла им успеха. Правитель Ашанти Квеку Дуа сказал тогда: «Белый человек может привезти в джунгли пушки, однако джунгли сильнее пушек».

На западном побережье англичане захватили Сьерра-Леоне и расширили свои владения в Гамбии. С середины XIX в. одним из основных объектов агрессии британских колонизаторов стала дельта Нигера. К о-ву Лагос, занимавшему там ключевое положение, несколько раз посылались английские военные корабли. Население храбро обороняло свой остров. Все же в 1852 г. англичанам удалось навязать Лагосу протекторат, однако йоруба не раз поднимали восстания. Только в 1861 г., после очередной операции военного флота, Лагос стал британской колонией.

Соответствующий договор может служить образчиком лицемерия колонизаторов. Он был оформлен в виде заявления правителя Лагоса Досемо: «Для того чтобы королева Англии могла лучше помогать народу Лагоса, защищать его и положить конец работорговле в Лагосе и соседних с ним областях, для того чтобы прекратить разрушительные войны, которые ведут Дагомея и другие страны с целью захвата рабов, я, Досемо, этим документом довожу до сведения всех, что с согласия и по рекомендации моего совета навечно передаю королеве Великобритании и ее наследникам порт и город Лагос...»

Франция расширила свои владения Сенегал и Берег Слоновой Кости. В Сенегале французские колонизаторы встретили сильное сопротивление народа волоф, возглавленное решительным противником колонизаторов правителем Кайора Лат-Ди-ором. Несколько французских военных экспедиций оказались безрезультатными, и в 1871 г. Франция заключила с Кайором мир, признав его независимость.

В первой половине XIX в. экономическая эксплуатация народов Тропической и Южной Африки Англией и другими капиталистическими странами Европы начинает приобретать

некоторые новые черты. Усиливается заинтересованность в получении сырья и дешевых продуктов питания. Особенно быстро увеличивается вывоз пальмового масла и ценных пород дерева. Французы создают в нижнем течении р. Сенегал плантации хлопчатника и индиго. Начавшееся превращение Тропической и Южной Африки в один из источников сырья капиталистической Европы породило у элиты Англии, Франции, других европейских стран тягу к «освоению» внутренних районов Черного континента. Многочисленные исследователи, путешественники, миссионеры, торговцы стремились разгадать его тайны. Среди путешественников и исследователей наряду с явными колонизаторами было немало честных, мужественных людей, самоотверженно служивших науке. Но в условиях капитализма их открытия использовались в интересах колониального порабощения народов Африки.

В период домонополистического капитализма европейские державы осуществили ряд колониальных захватов, главным образом в Северной, Западной и Южной Африке. Однако к концу этого периода ими было захвачено не более 10% африканской территории. В то время огромный континент был открыт для всех колониальных держав. До поры до времени их соперничество не вызывало вооруженных конфликтов.

Образование Республики Либерии

Создание Либерии было связано с некоторыми аспектами борьбы против рабства в США. Сторонники постепенного освобождения рабов и выселения освобожденных негров за пределы США создали Американское колонизационное общество. С 20-х годов XIX в. оно стало основывать к югу от Сьерра-Леоне поселения американских негров, освобожденных, выкупленных у своих владельцев или бежавших от них. С помощью обмана и под угрозой пушек военного корабля американцы навязали вождю местных племен соглашение об уступке более. 13 тыс. кв. км прибрежной территории за шесть ружей, ящик бус, две бочки табаку и другие товары общей стоимостью 50 долл. Здесь были основаны Монровия (названная так в честь президента США Дж. Монро) и другие поселения. К 1847 г. имелось уже 13 поселений бывших рабов. В июле этого года избранный ими Конституционный конвент принял Декларацию независимости и конституцию Республики Либерии.

Принятие передовой для своего временидемократической конституции вчерашними рабами американских плантаторов, несомненно, имело прогрессивное значение. Американский офицер, находившийся в то время в Монровии, писал: «Было крайне необычно наблюдать, как эти освобожденные рабы принимали законы, свободно, если не сказать умело, обсуждая проблему о правах человека на том же континенте.

а возможно, и на том же самом месте, где их предки были проданы в рабство». Создание Республики Либерии подчеркивало несостоятельность утверждений колонизаторов о расовой неполноценности африканцев.

Вместе с тем в создании Либерии проявилось стремление американской элиты получить базу для военно-морского флота США и опорный пункт для проникновения американского капитала в Африку. Американские негры-переселенцы, заняв на новой родине привилегированное положение, эксплуатировали коренных жителей. Гражданскими правами пользовались только мужчины-переселенцы.



Первыми европейцами, создавшими поселение на самой южной оконечности Африки, мысе Штормов (Доброй Надежды), были голландцы. В 1652 году они основали здесь базу для кораблей, плывущих из Атлантики в Индийский океан, которая снабжала их водой и продовольствием (будущий Кейптаун).

Здесь издавна жили наиболее древние племена, известные науке, которых голландцы называли бушменами (люди кустарников ) [это «осколок» проточеловечества, который обособился от остальных людей еще до разделения его на расы — в облике бушменов присутствуют черты всех современных рас] . Если бушмены были охотниками и собирателями, то другое племя Южной Африки — готтентоты [Готтентот по голландски «заика». Так поселенцы называли людей из этих племен за множество щелкающих звуков в их языке. Сейчас это слово в ЮАР считается тяжким оскорблением] — были кочевыми скотоводами. А с севера постепенно надвигались новые племена, скотоводы и земледельцы, которых голландцы называли по примеру арабов кафрами (кафир (араб.) — неверный, немусульманин).

Отношения вновь прибывших с аборигенами всегда были враждебными, поскольку голландцы постоянно предпринимали экспедиции за границы своей колонии для захвата скота и рабов.

Южная Африка стала «землей обетованной» для наиболее фанатично настроенных кальвинистов из Голландии, Франции и Германии. Они селились здесь отдельными хуторами, обрабатывали землю, разводили скот. Жили они обособленно, сурово, во всем следуя примеру библейских праведников-патриархов — с рабами, с непререкаемой властью отцов семейств. Их общим языком стал южноголландский диалект, который получил здесь название «африкаанс». Голландцы из Кейптауна называли этих религиозных переселенцев бурами (крестьянами ).

Буры были недовольны близким соседством с разраставшимся Кейптауном, и многие из них уходили вглубь континента, где никто и ничто не мешало им жить так, как они считали единственно правильным. Но в 19 веке их ждали новые неприятности.

Когда Наполеон включил Голландию в свою европейскую империю, англичане, здраво рассудив, что теперь южная оконечность Африки вполне может оказаться в руках французского императора, и он перекроет им единственный путь в И ндию, поспешили захватить Кейптаун (1806), который по окончании наполеоновских войн так и остался в их руках.

Английская администрация для буров оказалась гораздо хуже голландской — она принимала в свои воинские части «цветных» солдат, по новым правилам чернокожий слуга мог, хотя бы формально, предстать перед тем же судом, что и его белый господин. Это подрывало жизненные устои бурской жизни.

А в 1836 году от англичан на буров свалилась новая напасть, возмутившая их до глубины их религиозной души — закон об отмене рабства во всех британских владениях (1836). Расстаться с правом иметь чернокожих рабов, освященного незыблемым авторитетом Ветхого завета, было для них непереносимо. И буры, погрузив в фургоны свой нехитрый скарб, жен и детей, двинулись под истовое пение псалмов прочь от этой богомерзкой власти…

Их исход в глубину африканского вельда [в ельд — обширные засушливые плато в Южной Африке южнее реки Лимпопо] был назван Великим Треком, и память о треккерах [их было свыше 15 тысяч человек] до сей поры остается культовой среди многих белых граждан Южноафриканской республики. Буры воспринимали себя «евреями Африки», «избранным народом», а свой исход из Капской колонии рассматривали как Исход евреев из египетского рабства к свободе и «земле обетованной».

Перейдя Драконовы горы, бурские фургоны оказались на земле зулусов (которых они называли кафрами). Семьдесят человек буров без оружия отправились к их верховному вождю на переговоры о том, чтобы поселиться на их земле. Переговоры, однако, завершились тем, что все они были перебиты. Зулусские воины тут же напали на один из бурских караванов и устроили там резню, убив всех переселенцев (три сотни человек, включая женщин и детей).

Новый лидер переселенцев Андрис Преториус [его сын создал в этих местах поселение, которое назвал именем отца. Претория до сих пор сохранила это название, став официальной столицей Южноафриканской республики] остановил переселенческие караваны, провел глубокую разведку, к нему пришли зулусы, ненавидевшие своего вождя и давшие ему советы по его разгрому — и во главе 464 вооруженных мужчин выдвинулся к берегу реки. Битва, которая произошла у переселенцев с 20-тысячной армией зулусов осталась в истории как «сражение на Кровавой реке». В отражении многочисленных атак зулусских воинов на укрепленный лагерь буров им помогали давние враги зулусов, готтентоты, которых научили быстро перезаряжать мушкеты. Вскоре битва превратилась в настоящую бойню — туземная армия потеряла до 3 тысяч воинов убитыми. После этой победы Преториус помог брату вождя свергнуть его и уже с ним заключил договор о поселении буров. Так появилась первая независимая бурская республика Наталь.

Зулусы на севере на обозримое будущее были «замирены», но на юге племена коса продолжали беспокоить поселенцев, по африканским обычаям угоняя у них скот. И во время одной из экспедиций по возвращению своего краденного скота буры захватили в селении мальчиков-коса и превратили их в рабов. Племя через христианских миссионеров-англичан обратилось с жалобой в Кейптаун, где до поры спокойно смотрели на успехи новоявленного бурского государства. Англичане заявили, что буры-рабовладельцы прав на независимость не имеют, и двинули в Наталь свои немногочисленные тогда войска. После попытки вооруженного сопротивления буры поняли, что тягаться с большой державой им не по силам и признали ее власть над собой (1843).

Буры признали себя подданными британской короны, а независимый Наталь преобразовали в английскую колонию со всеми вытекающими из этого последствиями. А последствия этого были таковы, что бурское самоуправление довольно быстро сошло на нет, и в колонии было запрещено рабство и дискриминация людей по признакам расы, языка и происхождения. Так что, бурская мечта праведно жить по законам четырехтысячелетней давности вновь «обломалась». И они снова загрузили свои повозки и отправились на север. Английский губернатор Капской колонии лично, догнав караван, попытался уговорить буров остаться под британским покровительством — но в том не преуспел.

Буры, найдя пригодные для обработки земли, организовали там в начале 50-х годов две своих самоуправляющихся республики — Трансвааль и Оранжевое Свободное государство. Англичане, имея в Южной Африке множество своих забот, признали их независимость.

Британская Капская колония, получившая тем временем полное самоуправление (кроме сношений с иностранными государствами), стараясь защитить собственных — английских — фермеров, вело тяжелые войны с туземным народом коса [через полтораста лет выходец из этого народа Нельсон Мандела стал первым «черным» президентом Южноафриканской республики] . Сломить их сопротивление помогла дикая история 1856 года.

16-летняя девушка утверждала, что к ней явились духи ее предков и сказали, что коса должны уничтожить свои посевы и порезать весь свой скот. Только тогда все духи их предков сметут пришельцев в море, а коса снова наполнят свои хранилища отборным зерном, а загоны для скота заполнятся новыми, упитанными и здоровыми животными. Верховный вождь приказал своим соплеменникам подчиниться пророчеству. И коса охватила настоящая истерия забоя скота и вытаптывания посевов. Историки считают, что коса тогда зарезали до 400 000 голов крупного рогатого скота.

Девушка предсказала, что обещание предков сбудется 18 февраля 1858 года, когда солнце станет красным. Но вот, пришел этот долгожданный день — и ничего не произошло… Начался страшный голод, в котором умерло около 80 тысяч человек (численность народа снизилась со 105 000 до 27 тысяч человек). Девушку англичане арестовали, посадили в тюрьму, а затем поселили подальше от соплеменников. А народ коса, до той поры незавоеванный, был сломлен…

Бурские республики тем временем погрязали во внутренних «разборках», еле-еле сводили с концами свои бюджеты и с большим трудом отбивались от нападений соседних африканских племен. Не помог и отказ от рабовладения. После ряда военных неудач буров Капская колония послала в Трансвааль отряд из 26 конных полицейских, объявивших о присоединении к ней бурской республики.

Буры, оказавшись неспособными в одиночку сдержать натиск своих африканских соседей, на этот раз не слишком возражали. Но через два года, не желая платить казавшихся им непомерными английских налогов, восстали. В 1880 году началась первая англо-бурская война.

Сил, которые могла тогда выделить Капская колония для войны с таким быстрым, хитрым, опытным в военном и охотничьем деле противником, оказалось явно недостаточно. После нескольких чувствительных поражений англичане, не желая втягиваться в долгую военную кампанию, ушли из Трансвааля, фактически признав его независимость.

Но оказалось, что бурам опять «не повезло» с избранным ими местом для спокойной, патриархальной жизни. Сначала у их границ обнаружили крупнейшее в мире месторождение алмазов, а в 1886 году в Трансваале открыли богатейшие золотоносные россыпи. Золото буров не слишком интересовало, но поистине «золотым дном» для них оказались старатели, бросившиеся в Южную Африку со всего мира в надежде на быстрое обогащение. Дотоле балансировавшая на грани банкротства республика за десять лет «золотой лихорадки» увеличила свои доходы в 11 раз.

К 1899 году «понаехавших», в подавляющем большинстве англичан, в Трансваале было уже вдвое больше, чем буров, они давали бюджету республики семь восьмых дохода, превратив Трансвааль из беднейшей в самую богатую страну тогдашнего мира. Но при этом они были лишены всех прав.

Чисто бурский парламент (раад) все удлинял и удлинял срок проживания в стране, после которого можно было стать полноправным гражданином (к 1890 году он составлял уже 14 лет). Новые «иностранцы» не были представлены в парламенте, они не имели права выступать в судах в качестве присяжных, они были отстранены от участия в самоуправлении в своих же поселениях, они не могли контролировать школы, в которых учились их дети [в городе, основанном и заселенном золотоискателями, Иоханнесбурге, из 63 тысяч фунтов стерлингов общего образовательного бюджета школам на английском языке для детей горожан было выделено лишь 650…] , они вынуждены были подчиняться распоряжениям бурского правительства, насаждавшего различные монополии при производстве необходимых для «иностранцев» товаров, что значительно повышало на них цены, английский язык в бурской республике был «вне закона».

Община старателей боролась «по-английски» — составила петицию с предложением реформ, которую подписали более 35 тысяч человек (это больше, чем численность всего бурского населения), но она раадом была отвергнута на основании бурской контр-петиции, подписанной менее чем тысячей «полноправных граждан», которая призывала оставить положение с гражданскими правами без изменений.

В этой ситуации в 1896 году в Капской колонии возник заговор, поддержанный ее премьер-министром . Врач Линдер Джеймсон с несколькими сотнями охранников фирмы Родса и добровольцев перешел границу Трансвааля. Отряд рассчитывал на восстание жителей Иоханнесбурга, при поддержке которого можно было удерживать город до тех пор, пока всеобщее сочувствие не заставит Великобританию вмешаться в события. Но их расчеты не оправдались — законопослушные англичане, привыкшие действовать исключительно легальными средствами и полагавшие, что их права должна защищать британская корона, в Иоханнесбурге на вооруженное восстание не поднялись. Отряд был окружен и после непродолжительного боя взят в плен.

Лондонское правительство предпочло на этот раз не вмешиваться в конфликт, но усиленное вооружение буров после провала «рейда Джемсона» [Вернувшийся из бурской тюрьмы доктор Джемсон через восемь лет стал премьер-министром Капской колонии. Это ему посвятил Редьярд Киплинг свое знаменитое стихотворение ] показывало, что они готовятся к неизбежному столкновению уже не с Капской колонией, а с самой метрополией. Уже начиналось формирование противостоящих блоков держав, и у бурских республик появились активные покровители — германский кайзер демонстративно прислал президенту Трансвааля телеграмму с поздравлениями по поводу разгрома «вооруженной банды» и предлагал свою поддержку.

Лондонское правительство начало переговоры о гражданских правах своих граждан, но бурский раад был неколебим. Становилось ясно, что вопрос этот мог быть решен только оружием.

Сочтя момент благоприятным (английских войск в Капской колонии было немного, их вооружение уступало бурскому) трансваальская армия в 1899 году вторглась на территорию Капской колонии, рассчитывая разгромить английские войска до появления в Южной Африке подкреплений из метрополии. Первые же бои оказались очень кровопролитными и для англичан неудачными, но города, которые осадили буры, с огромным трудом, но продолжали держаться.

Английское командование начало срочную переброску войск в Капскую колонию, и очень скоро от первоначального преимущества буров не осталось и следа — в Южной Африке воевало около полумиллиона солдат метрополии. Они сняли осаду со всех городов, разгромили бурские войска в полевых сражениях и вошли на территории Трансвааля и Оранжевой республики.

Бурское правительство попыталось спровоцировать войну против Великобритании в Европе, но там к большой войне были еще не готовы, и буры, несмотря на антианглийскую «бурю» во многих странах, остались одни.

На начавшуюся партизанскую войну англичане ответили тактикой «выжженной земли» и лагерями , в которые сгоняли мирное население, снабжавшее бурских партизан всем необходимым [они были названы концентрационными ] . Буры вынуждены были признать свое поражение. [ ]

Война завершилась в 1902 году подписанием мирного договора. Бурские республики были ликвидированы и вошли в состав английских владений в Южной Африке, буры становились подданными английской короны, а все участники боевых действий попали под амнистию, фермеры получали компенсации за разрушенные в ходе боевых действий хутора. Их язык, наряду с английским, становился законным как в школах, так и в судах. Вопрос о гражданских правах коренных африканцев перекладывался на решения самоуправления, которое в скором времени было обещано бурам.

Дальнейшие события в Южной Африке по сложности, драматичности и увлекательности не уступают ее предыдущей истории — но это уже дела 20 и 21 века…

Африка. Континент в эпоху перемен

Презентацию подготовила

Учитель истории донецкой гимназии № 6

Зубкова ю.б.


  • Второй по своей величине континент в мире, ставший родиной всего человечества.
  • Здесь находится единственное уцелевшее чудо света – пирамида Хеопса.
  • Здесь говорят на более чем двух тысячах языков.
  • Здесь живут самые высокие и самые маленькие люди.

Это все об Африке – континенте, который в XIX веке был разделён между крупнейшими мировыми государствами.



  • Так исторически сложилось, что Африка разделилась на две части, которые между собой отличались как социально-экономическим развитием, так и политическим устройством.
  • Северная часть имела тесные связи со странами Средиземноморья. Здесь к XIX веку складывались государства.
  • Южную часть населяли различные народности, многие из которых жили ещё в первобытнообщинном строе. А если здесь появлялись государства, то в них никто не имел права владеть землёй. Считалось, что она не может никому принадлежать.

  • Одним из народов центральной Африки были пигмѐи – самые маленькие люди на Земле. Рост взрослого мужчины достигал максимум ста тридцати сантиметров.
  • В южной части Африки проживала народность ба̀нту, которая включала в себя более четырёхсот этносов. Все они имели чёрный цвет кожи.
  • На самом юге жили готтенто̀ты и бушмѐны. Это коренные племена, характерным признаком которых был желтовато-бурый цвет кожи.

  • На острове Мадагаскар живут мальга̀ши, или малагасѝйцы. Они отличаются необычной и очень красиво внешностью. Когда-то остров заселили выходцы из Индонезии. Поэтому у мальгашей узкий разрез глаз. Многие называют их самыми красивыми жителями планеты.
  • В основном жители Африки занимались охотой, собирательством, земледелием и рыболовством.

  • К XIX веку в Египте, Эфиопии, Тунисе, Марокко, Судане и на Мадагаскаре уже существовали государства.
  • Самыми древними государствами Африки были Аша̀нти, находившееся на территории современной Га̀ны, и Империя Малѝ, к югу от Сахары.

  • У многих африканских народов существовал культ вождя. Это свидетельство того, что общество уже было разделено на сословия, у каждого из которых были свои чёткие обязанности.
  • Для правителей существовало множество запретов – в поведении, еде, образе жизни. Племена наделяли их сверхъестественными способностями, важнейшее из которых – умение вызывать дождь. Для засушливой Африки это было очень важно. При этом вождём или королём мог быть только молодой и физически здоровый человек. Поэтому, чтобы не накликать беды, в некоторых племенах стареющих вождей убивали.


  • В XV веке началось активное освоение западноафриканских земель европейцами. Однако они не продвигались вглубь континента. На побережьях велась торговля золотом и рабами.
  • В 1652 году Ян ван Рѝбек основал город Ка̀пстад, который должен был стать базой для кораблей Голландской Ост-Индской компании.


  • В XVII веке на этой территории стал появляться новый народ – африка̀неры. Это потомки колонизаторов из Голландии, а позднее Германии и Франции. Среди них выделились бу̀ры – белые фермеры. Африканеры были протестантами и говорили на языке африка̀анс, сложившимся на основе голландских диалектов.
  • В современном мире представители этого народа живут в ЮАР и считают её своей этнической родиной. Известной представительницей африканеров является актриса Шарлиз Терон.


  • Почти все аф­ри­кан­ские тер­ри­то­рии к концу XIX века ока­за­лись раз­де­ле­ны между ев­ро­пей­ски­ми дер­жа­ва­ми.
  • На­столь­ко ве­ли­ка была ак­тив­ность ев­ро­пей­ских стран по при­со­еди­не­нию новых тер­ри­то­рий, что эта эпоха по­лу­чи­ла на­зва­ние «гонки за Аф­ри­ку» или «драки за Аф­ри­ку».

  • Пор­ту­галь­цы, вла­дев­шие тер­ри­то­ри­ей со­вре­мен­ной Ан­го­лы и Мо­зам­би­ка, рас­счи­ты­ва­ли на за­хват про­ме­жу­точ­ной тер­ри­то­рии, Зим­баб­ве, Зам­бии и Ма­ла­ви, и, таким об­ра­зом, на со­зда­ние сети своих ко­ло­ний на аф­ри­кан­ском кон­ти­нен­те. Но ре­а­ли­зо­вать этот про­ект было невоз­мож­но, по­сколь­ку у ан­гли­чан на эти тер­ри­то­рии были свои планы. Пре­мьер Кап­ской ко­ло­нии с цен­тром в Кейп­та­уне, Се­силь Джон Родс, счи­тал, что Ве­ли­ко­бри­та­ния долж­на со­здать це­поч­ку своих соб­ствен­ных ко­ло­ний. Она долж­на на­чи­нать­ся в Егип­те (в Каире) и за­кан­чи­вать­ся в Кейп­та­уне.
  • Таким об­ра­зом, ан­гли­чане рас­счи­ты­ва­ли по­стро­ить свою ко­ло­ни­аль­ную по­ло­су и про­тя­нуть по этой по­ло­се же­лез­ную до­ро­гу от Каира до Кейп­та­у­на. После Пер­вой ми­ро­вой войны це­поч­ку ан­гли­ча­нам по­стро­ить уда­лось, а же­лез­ная до­ро­га ока­за­лась недо­стро­ен­ной. Не су­ще­ству­ет ее и по сей день.
  • В 1884–1885 годах ев­ро­пей­ские дер­жа­вы устро­и­ли в Бер­лине кон­фе­рен­цию , на ко­то­рой при­ни­ма­ли ре­ше­ние по во­про­су о том, какой стране при­над­ле­жит та или иная сфера вли­я­ния на тер­ри­то­рии Аф­ри­ки. В ре­зуль­та­те почти вся тер­ри­то­рия кон­ти­нен­та ока­за­лась между ними по­де­ле­на.
  • В итоге, к концу XIX – на­ча­лу XX века ев­ро­пей­цы осво­и­ли всю тер­ри­то­рию кон­ти­нен­та. Оста­ва­лось толь­ко 2 по­лу­не­за­ви­си­мых го­су­дар­ства: Эфи­о­пия и Ли­бе­рия . Свя­за­но это с тем, что Эфи­о­пию было труд­но ко­ло­ни­зо­вать, ведь одной из своих глав­ных задач ко­ло­ни­за­то­ры ста­ви­ли рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства, а Эфи­о­пия еще со вре­мен ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья яв­ля­лась хри­сти­ан­ским го­су­дар­ством.
  • Ли­бе­рия , по сути, была тер­ри­то­рий, со­здан­ной США. Имен­но на этой тер­ри­то­рии на­хо­ди­лись быв­шие аме­ри­кан­ские рабы, вы­ве­зен­ные из США по ре­ше­нию пре­зи­ден­та Монро.
  • В ре­зуль­та­те ан­гли­чане, фран­цу­зы, немцы, ита­льян­цы и про­чие на­ро­ды на­ча­ли кон­флик­то­вать на тер­ри­то­рии Ан­глии. Немцы и ита­льян­цы, имев­шие немно­го ко­ло­ний, были недо­воль­ны ре­ше­ни­я­ми Бер­лин­ско­го кон­грес­са. Дру­гие стра­ны тоже хо­те­ли за­по­лу­чить в свои руки как можно боль­ше тер­ри­то­рий. В 1898 году между ан­гли­ча­на­ми и фран­цу­за­ми про­изо­шел фа­шод­ский ин­ци­дент. Майор фран­цуз­ской ар­ми­ей Мар­шан за­хва­тил опор­ный пункт в со­вре­мен­ном Южном Су­дане. Ан­гли­чане счи­та­ли эти земли сво­и­ми, а фран­цу­зы хо­те­ли рас­про­стра­нить там свое вли­я­ние. В ре­зуль­та­те про­изо­шел кон­фликт, в ходе ко­то­ро­го от­но­ше­ния между Ан­гли­ей и Фран­ци­ей силь­но ухуд­ши­лись.


Попытки противостоять европейской колонизации

  • Есте­ствен­но, что аф­ри­кан­цы со­про­тив­ля­лись ев­ро­пей­ским ко­ло­ни­за­то­рам, но силы были нерав­ны. Можно вы­де­лить толь­ко одну успеш­ную по­пыт­ку в XIX веке, когда Му­хам­мед ибн абд-Ал­лах, ко­то­рый на­зы­вал себя Махди , со­здал в 1881 году в Су­дане тео­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство. Это было го­су­дар­ство, ос­но­ван­ное на прин­ци­пах ис­ла­ма. В 1885 году ему уда­лось за­хва­тить Хар­тум (сто­ли­ца Су­да­на), и даже несмот­ря на то, что сам Махди про­жил недол­го, это го­су­дар­ство су­ще­ство­ва­ло до 1898 года и было одним из немно­гих ре­аль­но неза­ви­си­мых тер­ри­то­рий на аф­ри­кан­ском кон­ти­нен­те

Му­хам­мед ибн абд-Ал­лах (Махди)


  • Про­тив ев­ро­пей­ско­го вли­я­ния бо­рол­ся самый из­вест­ный из эфи­оп­ских пра­ви­те­лей этой эпохи Ме­не­лик II, пра­вив­ший с 1893 по 1913 год. Он объ­еди­нил стра­ну, про­вел ак­тив­ные за­во­е­ва­ния и успеш­но про­ти­во­сто­ял ита­льян­цам. Также он под­дер­жи­вал хо­ро­шие от­но­ше­ния с Рос­си­ей, несмот­ря на су­ще­ствен­ную уда­лен­ность этих двух стран.
  • Но все эти по­пыт­ки про­ти­во­сто­я­ния были лишь еди­нич­ны­ми и се­рьез­но­го ре­зуль­та­та дать не могли.

Ме­не­лик II