Кролики

Африканский союз (АС) - международная межправительственная организация. Цели, государства-члены

26 мая 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) была создана новая региональная международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства Африки - Африканский союз.

Историческими предшественником Африканского союза считается Организация Африканского Единства, основанная 25 мая 1963 года на основе принципов африканской солидарности и единства.

Появлению Организации Африканского Единства способствовали следующие причины: невозможность освободиться от колониального грета в одиночку; необходимость достижения равноправия в международных экономических отношениях; культурная, историческая и территориальная общность стран континента70. Кроме того, к созданию подобной организации лидеров африканских государств подтолкнула общая обстановка, сложившаяся в мире. Исторический момент освобождения Африки совпал с периодом бурного развития интеграционных тенденций в рамках европейского капиталистического хозяйства (создание ЕЭС, ЕАСТ) и с периодом институционального оформления социалистического блока. Поэтому вполне естественно, что Африка тоже среагировала на это созданием своей общеконтинентальной организации.

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963-2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики ТабоМбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД - новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной.

Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д"Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, - яркое тому подтверждение. В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Высший орган Африканского союза - Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп). До 2005 должны быть сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска - к 2010. Размещение штаб квартиры ВАП планируется на территории ЮАР или Ливии, а Африканского суда - на территории Маврикия, Нигерии или Судана. Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) - женщины.

Второй саммит АС состоялся 9-12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей, рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003-2004 был избран президент Мозамбика ЖоакимЧиссано, а председателем Комиссии АС - бывший президент Мали Альф УмарКонаре.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР ТабоМбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г. Мапуту.

За время существования АС было проведено 12 саммитов. Последний проходил с 1 по 4 февраля 2009 г. и вновь показал, что противоречия между государствами - участниками АС до настоящего времени так и не были преодолены. Главными темами 12-го саммита АС стали модернизация инфраструктуры в африканских странах и последствия мирового экономического кризиса.

Также была затронута тема решения вооруженных конфликтов, препятствующих развитию континента и уносящих жизни людей, в частности, ситуация в Сомали, суданской провинции Дарфур, разногласия в Конго и политическая ситуация в Мавритании.

Начиная с 2000-х гг. происходит формирование Всеафриканского парламента, формальным основанием для создания которого послужило вступление в силу 14 декабря 2003 г. протокола к Абуджийскому договору об образовании Африканского экономического сообщества 1991 г. Вслед за этим 18 марта 2004 г. в штаб-квартире АС - столице Эфиопии г. Аддис-Абебе состоялась инаугурация общеконтинентального законодательного органа.

Всеафриканский парламент возглавляет президент и четыре вице-президента, представляющие пять африканских регионов согласно классификации, принятой в Афросоюзе, т.е. Восточную, Западную, Северную и Центральную Африку и Юг континента. Президент и вице-президенты образуют бюро ВАП.

Африканские международные организации

Существует довольно много международных африканских организаций регионального формата. Этот континент, как и другие регионы планеты, не обошла волна образования региональных и субрегиональных структур, сориентированных на создание экономических группировок государств, общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и финансовых союзов и т.п.

Ключевой организаций Африки остается Организация африканского единства, преобразованная и переименованная в 1999 в Африканский союз. Кроме общей экономической платформы -африканский союз провозгласил активное участие в политичесой жизни континента, особенно в преодолении сложных межгосударственных и межэтнических конфликтов. В новом качестве организация представляется не только форумом солидарности борьбы с проявлениями колониализма, но и как прообраз континентального политического союза и будущего единого африканского рынка.

Африканский союз является наследником и преемником Организации африканского единства (ОАЕ), которая несколько десятилетий была главной на континенте. 25 мая 1963 г. коцференции глав государств и правительств африканских стран в Адцис-Абебе приняла Хартию ОАЕ.

В ОАЕ были представлены все государства континента и прилегающих к нему островов (включая Мадагаскар и Мавританию кроме временно исключенного Марокко.

Семь уставных принципов ОАЕ определяли ее направленность: равенство; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение суверенитета, территориальной целостности и неотъемлемого права на независимость; мирное урегулирование всех противоречий путем переговоров, посредничества, примирения и решения третейских судов; решительное осуждение политической подрывной деятельности; борьба за полное освобождение зависимых африканских территорий; следование политике неприсоединения.

Основными структурными учреждениями Организации африканского единства были Ассамбпея глав государств и правительств -верховный орган, разрабатывавший и проводивший политический курс, который собирался раз в год; Совет министров иностранных дел; Панафриканский парламент; Экономическая и социальная комиссия; Генеральный секретариат; Арбитражная, регулирующая и посредническая комиссия; Комитет координации помощи национально-освободительным движениям в Африке и ряд специальных комитетов: по экономическим и социальным вопросам; по науке, культуре, образованию и здравоохранению; по обороне.

В 1983 г. Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ создала «механизм по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов» путем посылки гражданских и военных миссий наблюдателей.



В развитие инициатив ОАЕ Африканский союз предпринял ряд экономических и политических мер, закрепленных в декларации конференции по безопасности, стабильности, развитию и сотрудничеству (2000 г), Конституционном акте Африканского союза (одобрен на саммите в Ломе в 2000 г. и вступил в силу в 2001 г.), Новом партнерстве африканского развития, документе, принятом в качестве программы на саммите в Лусаке в 2001 г.

Органы АС:

Ассамблея глав государств и правительств; ее первая сес-сия состоялась в 2002 г. в Дурбане, где была определена институ-циональная структура организации. В ней отражены наработки ОАЕ и стремление создать более эффекгивную, интефированную модель.

Исполнительный совет (в него входят назначенные каждым правительством специальные министры).

Комиссия АС состоит из председателя, его заместителя и восьмк комиссаров, отвечающих за различные направления сотрудничества (поддержание мира и безопасности, политичес-кие вопросы, инфраструктура и энергетика, социальные вопро-сы, человеческие ресурсы, наука и технологии, торговля, сельс-кое хозяйство; экономика).

Комитет постоянных представителей.

Панафриканский парламент.

Экономический и социальный совет (консультативный орган, состоящий из экспертов и различных профессиональных групп).

Членами Африканского союза являются 53 страны (2004 г.): Алжир, Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Централь-ноафриканская Республика, Чад, Экваториальнәя Гвинея, Эрит-рея, Эфиопия, ЮАР.

Рабочие языки - арабский, английский и французский.

Местопребывание секретариата - Аддис-Абеба.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ АКТ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА*

________________
* Неофициальный перевод с английского А.В.Баркова


Мы, главы государств и правительств государств - членов Организации Африканского Единства (ОАЕ):

1. Президент Народной Демократической республики Алжира

2. Президент Республики Анголы

3. Президент Республики Бенина

4. Президент Республики Ботсваны

5. Президент Буркина-Фасо

6. Президент Республики Бурунди

7. Президент Республики Камеруна

8. Президент Республики Зеленого мыса

9. Президент Центральноафриканской Республики

10. Президент Республики Чада

11. Президент Исламской Федеративной республики Коморских островов

12. Президент Республики Конго

13. Президент Республики Кот-д"Ивуара

14. Президент Демократической республики Конго

15. Президент Республики Джибути

16. Президент Арабской Республики Египта

17. Президент штата Эритрея

18. Премьер-министр Федеральной Демократической республики Эфиопии

19. Президент Республики Экваториальной Гвинеи

20. Президент Габонской Республики

21. Президент Республики Гамбии

22. Президент Республики Ганы

23. Президент Республики Гвинеи

24. Президент Республики Гвинеи Бисау

25. Президент Республики Кении

26. Премьер-министр Лесото

27. Президент Республики Либерии

28. Лидер Революции 1-го сентября Великой Социалистической
Народной Ливийской Арабской Джамахирии

29. Президент Республики Мадагаскара

30. Президент Республики Малави

31. Президент Республики Мали

32. Президент Исламской республики Мавритании

33. Премьер-министр Республики Маврикия

34. Президент Республики Мозамбика

35. Президент Республики Намибии

36. Президент Республики Нигера

37. Президент Федеративной республики Нигерии

38. Президент Республики Руанды

39. Президент Сахарской Арабской Демократической республики

40. Президент Республики Сан-Томе и Принсипи

41. Президент Республики Сенегала

42. Президент Республики Сейшельских островов

43. Президент Республики Сьерра-Леоне

44. Президент Республики Сомали

45. Президент Южноафриканской республики

46. Президент Республики Судана

47. Король Свазиленда

48. Президент Объединенной Республики Танзании

49. Президент Тоголезской Республики

50. Президент Республики Туниса

51. Президент Республики Уганды

52. Президент Республики Замбии

53. Президент Республики Зимбабве

ВДОХНОВЛЕННЫЕ благородными идеалами, которые вели отцов основателей нашей Континентальной Организации и поколений пан-африканистов в их решимости способствовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству среди народов Африки и Африканских Государств;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ принципы и цели, заявленные в Уставе Организации Африканского Единства и Соглашении, учреждающем Африканское Экономическое Сообщество;

НАПОМИНАЯ о героической борьбе, проведенной нашими народами и нашими странами за политическую независимость, человеческое достоинство и экономическую эмансипацию;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что с начала ее существования Организация Африканского Единства играла определяющую и неоценимую роль в освобождении континента, утверждении самобытности и в процессе достижения единства нашего континента и обеспечила уникальную основу для наших совместных действий в Африке и в наших отношениях с остальным миром;

ПРЕИСПОЛЕННЫЕ РЕШИМОСТИ принять многогранные вызовы, с которыми сталкивается наш континент и наши народы в свете социальных, экономических и политических изменений, имеющих место в мире;

УБЕЖДЕННЫЕ в необходимости ускорять процесс реализации Соглашения, учреждающего Африканское Экономическое Сообщество чтобы способствовать социально-экономическому развитию Африки и более эффективно противостоять вызовам, (преподносимым) глобализацией;

НАПРАВЛЯЕМЫЕ нашим общим видением объединенной и сильной Африки и необходимостью строить партнерство между правительствами и всеми частями гражданского общества, в частности женщинами, молодежью и частным сектором, чтобы усилить солидарность и сплоченность среди наших народов;

ОСОЗНАВАЯ тот факт, что проблема конфликтов в Африке является главным препятствием социально-экономическому развитию континента и необходимости содействовать миру, безопасности и стабильности как предпосылке для осуществления нашей повестки дня развития и интеграции;

ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ продвигать и защищать права человека и народов, объединять демократические институты и культуру, и гарантировать хорошее управление и верховенство закона;

ДАЛЕЕ ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ принимать все необходимые меры для усиления наших общих учреждений и наделять их необходимыми полномочиями и ресурсами, позволяющими им эффективно исполнять возложенные на них соответствующие обязанности;

НАПОМИНАЯ Декларацию, которую мы приняли на Четвертой Внеочередной Сессии нашей Ассамблеи в г.Сирте, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, 9 сентября 1999 года, в которой мы решили учредить Африканский Союз, в соответствии с (конечными) целями Устава нашей Континентальной Организации и Договор, учреждающий Африканское Экономическое Сообщество;

СОГЛАСИЛИСЬ О СЛЕДУЮЩЕМ:

Статья 1. Определения

Определения

В этом Учредительном Акте:

"Акт" означает настоящий Учредительный Акт;

"АЭС" означает Африканское Экономическое Сообщество;

"Ассамблея" означает Ассамблея Глав Государства и Правительств Союза;

"Устав" означает Устав ОАЕ;

"Комитет" означает Специализированный Технический Комитет Союза;

"Совет" означает Экономический, Социальный и Культурный Совет Союза;

"Суд" означает Суд Союза;

"Комиссия" означает Секретариат Союза;

"Исполнительный Совет" означает Исполнительный Совет Министров Союза;

"Государство-член" означает Государство - член Союза;

"ОАЕ" означает Организацию Африканского Единства;

"Парламент" означает Панафриканский Парламент Союза;

"Союз" означает Африканский Союз, учрежденный настоящим Учредительным Актом.

Статья 2. Учреждение

Учреждение

Африканский Союз учрежден в соответствии с положениями настоящего Акта.

Статья 3. Цели

Целями Союза являются:

(а) достигать большего единства и сплоченности между африканскими странами и народами Африки;

(b) защищать суверенитет, территориальную целостность и независимость ее государств-членов;

(с) ускорять политическую и социально-экономическую интеграцию континента;

(d) поддерживать и защищать общие африканские позиции по интересующим континент и его народы вопросам;

(е) поощрять международное сотрудничество, придавая должное внимание Уставу Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека ;

(f) поддерживать мир, безопасность и стабильность на континенте;

(g) поддерживать демократические принципы и учреждения, участие народа и хорошее управление;

(h) поддерживать и защищать права человека и народов в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими соответствующими документами по правам человека;

(i) создавать необходимые условия, которые позволят континенту по праву играть соответствующую ему роль в глобальной экономике и в международных переговорах;

(j) способствовать устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;

(k) поддерживать сотрудничество во всех областях человеческой деятельности в целях поднятия жизненного уровня африканских народов;

(l) координировать и гармонизировать политику между существующими и будущими Региональными экономическими сообществами для постепенного достижения целей Союза;

(m) продвигать развитие континента путем содействия исследованиям во всех областях, в частности в науке и технике;

(n) работать с соответствующими международными партнерами в искоренении болезней, которые поддаются профилактике, и поддержании хорошего здоровья на континенте.

Статья 4. Принципы

Принципы

Союз осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

(а) суверенное равенство и взаимозависимость между Государствами - членами Союза;

(b) уважение границ, существующих на момент достижения независимости;

(с) участие Африканских народов в деятельности Союза;

(d) учреждение общей оборонной политики Африканского Континента;

(е) мирное разрешение споров между Государствами-членами Союза посредством таких соответствующих мер, какие могут быть приняты Ассамблеей;

(f) запрещение применения силы или угрозы силой среди Государств-членов Союза;

(g) невмешательство любого государства-члена во внутренние дела другого;

(h) право Союза вмешаться в дела государства-члена в соответствии с решением Ассамблеи в связи с серьезными обстоятельствами, а именно, военные преступления, геноцид и преступления против человечности;

(i) мирное сосуществование Государств-членов и их право жить в мире и безопасности;

(j) право Государств-членов просить вмешательства со стороны Союза в целях восстановления мира и безопасности;

(к) содействие самостоятельности в рамках Союза;

(I) содействие равенству полов;

(m) уважение демократических принципов, прав человека, верховенства закона и хорошего управления;

(n) содействие социальной справедливости в целях обеспечения сбалансированного экономического развития;

(о) уважение священности человеческой жизни, осуждение и неприятие безнаказанности и политического убийства, актов терроризма и подрывной деятельности;

(р) осуждение и неприятие неконституционных изменений правительств.

Статья 5. Органы Союза

Органы Союза

1. Органами Союза являются:

(а) Ассамблея Союза;

(b) Исполнительный Совет;

(с) Панафриканский Парламент;

(d) Суд;

(е) Комиссия;

(f) Комитет Постоянных Представителей;

(g) Специализированные Технические Комитеты;

(h) Экономический, Социальный и Культурный Совет;

(i) Финансовые учреждения;

2. Другие органы, которые Ассамблея может решить учредить.

Статья 6. Ассамблея глав государств и правительств

Ассамблея глав государств и правительств

1. Ассамблея состоит из глав государств и правительств или их должным образом аккредитованных представителей.

2. Ассамблея является верховным органом Союза.

3. Ассамблея собирается, по крайней мере, один раз в год на обычной сессии. По просьбе любого Государства-члена и при согласии двух третей Государств-членов, Ассамблея собирается на внеочередной сессии.

4. Должность Председателя Ассамблеи занимает в течение одногодичного периода Глава государства или правительства, избранный после консультаций между Государствами-членами.

Статья 7. Решения Ассамблеи

Решения Ассамблеи

1. Ассамблея принимает свои решения консенсусом или, при не достижении такового, большинством в две трети от числа Государств-членов Союза. Однако, процедурные вопросы, включая вопрос того, является ли вопрос процедурным или нет, решается простым большинством.

2. Две трети общего членства Союза формируют кворум на любой встрече Ассамблеи.

Статья 8. Правила процедуры Ассамблеи

Правила процедуры Ассамблеи

Ассамблея принимает собственные Правила процедуры.

Статья 9. Полномочия и Функции Ассамблеи

Полномочия и Функции Ассамблеи

Функциями Ассамблеи являются:

(а) определять общую политику Союза;

(b) получать, рассматривать и принимать решения по докладам и рекомендациям других органов Союза;

(с) рассматривать обращения о Членстве в Союзе;

(d) учреждать любой орган Союза;

(е) следить за выполнением политики и решений Союза, а также обеспечивать исполнение всеми Государствами-членами;

(f) принимать бюджет Союза;

(g) давать указания Исполнительному Совету по урегулированию конфликтов, войны и других чрезвычайных ситуаций и восстановлению мира;

(h) назначать и освобождать от должности судей Суда;

(i) назначать Председателя Комиссии и его или ее заместителя или заместителей и членов комиссии и определить их функции и сроки пребывания в должности.

2*. Ассамблея может делегировать любое из своих полномочий и функций любому органу Союза.
________________


Исполнительный Совет

1. Исполнительный Совет состоит из Министров иностранных дел или таких других Министров или Представителей Власти, которые назначены правительствами Государств-членов.

2. Исполнительный Совет собирается, по крайней мере, два раза в год на обычные сессии. Он также собирается на внеочередную сессию по просьбе любого Государства-члена и при согласии двух третей всех Государств-членов.

Решения Исполнительного Совета

1. Исполнительный Совет принимает свои решения консенсусом или, при не достижении такового, большинством в две трети от числа Государств-членов Союза. Однако, процедурные вопросы, включая вопрос того, является ли вопрос процедурным или нет, решается простым большинством.

2. Две трети общего членства Союза формирует кворум на любой встрече Исполнительного Совета.

Правила процедуры Исполнительного Совета

Исполнительный Совет принимает собственные Правила процедуры.

Функции Исполнительного Совета

Исполнительный Совет координирует и принимает решения относительно политики в областях общих интересов Государств-членов, включая следующие:

(а) внешняя торговля;

(b) энергетика, промышленность и минеральные ресурсы;

(с) продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы, производство скота и лесоводство;

(d) водные ресурсы и ирригация;

(е) защита окружающей среды, гуманитарная акция и отклик и помощь при бедствии;

(f) транспорт и коммуникации;

(g) страхование;

(h) образование, культура, здоровье и развитие людских ресурсов;

(i) наука и техника;

(j) гражданство, постоянное проживание и вопросы иммиграции;

(k) социальное обеспечение, включая определение политики охраны материнства и детства, а также политики, касающейся (увечных) и инвалидов;

(l) учреждение системы африканских наград, медалей и премий.

2*. Исполнительный Совет ответствен перед Ассамблеей. Он рассматривает вопросы, его касающиеся, и следит за выполнением политики, определенной Ассамблеей.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

3. Исполнительный Совет может делегировать любое из его полномочий и функций, упомянутых в параграфе 1 настоящей Статьи Специализированному Техническому Комитету, учрежденному в соответствии со Статьей 14 настоящего Акта.

Статья 14. Учреждение и Состав Специализированных Технических Комитетов

Учреждение и Состав Специализированных
Технических Комитетов

1. Учреждаются следующие Специализированные Технические Комитеты, которые ответственны перед Исполнительным Советом:

(а) Комитет по сельскому хозяйству и сельскохозяйственным вопросам;

(b) Комитет по денежно-кредитным и финансовым делам;

(с) Комитет по торговле, таможне и вопросам иммиграции;

(d) Комитет по промышленности, науке и технике, энергетике, природным ресурсам и окружающей среде;

(е) Комитет по транспорту, коммуникациям и туризму;

(f) Комитет по здравоохранению, трудовым и социальным делам; и

(g) Комитет по образованию, культуре и людским ресурсам

2. Ассамблея, когда считает это соответствующим, реструктурирует существующие Комитеты или учреждает другие Комитеты.

3. Специализированные Технические Комитеты состоят из Министров или старших должностных лиц, ответственных за вопросы, находящиеся в пределах их компетенции.

Статья 15. Функции Специализированных Технических Комитетов

Функции Специализированных
Технических Комитетов

Каждый Комитет в пределах своей компетенции:

(а) готовит проекты и программы Союза и представляет их Исполнительному Совету;

(b) обеспечивает наблюдение, контроль и оценку выполнения решений, принятых органами Союза;

(с) обеспечивает координацию и гармонизацию проектов и программ Союза;

(d) представляет Исполнительному Совету по своей собственной инициативе или по запросу Исполнительного Совета доклады и рекомендации по выполнению положений настоящего Акта; и

(е) выполняет любые другие функции, отведенные ему в целях обеспечения реализации положений настоящего Акта.

Статья 16. Собрания

Собрания

1. В соответствии с любым указаниями, данными Исполнительным Советом, каждый Комитет собирается по мере необходимости и готовит свои правила процедуры и представляет их Исполнительному совету для одобрения.

Статья 17. Панафриканский Парламент

Панафриканский Парламент

1. В целях обеспечения полного участия африканских народов в развитии и экономической интеграции континента, учреждается Панафриканский Парламент.

2. Состав, полномочия, функции и организация Панафриканского Парламента определяются в соответствующем протоколе.

Статья 18. Суд

1. Учреждается Суд Союза;

2. Устав, состав и функции Суда определяются в соответствующем протоколе.

Статья 19. Финансовые учреждения

Финансовые учреждения

Союз имеет следующие финансовые учреждения, чьи правила и инструкции определяются в соответствующих протоколах:

(а) Африканский Центральный Банк;

(b) Африканский Валютный Фонд;

(с) Африканский Инвестиционный Банк.

Статья 20. Комиссия

Комиссия

1. Учреждается Комиссия Союза, которая является Секретариатом Союза.

2. Комиссия состоит из Председателя, его или ее заместителя или заместителей и членов комиссии. Им оказывает содействие персонал, необходимый для нормального функционирования комиссии.

3. Структура, функции и инструкции Комиссии определяются Ассамблеей.

Статья 21. Комитет Постоянных Представителей

Комитет Постоянных Представителей

1. Учреждается Комитет Постоянных Представителей. Он состоит из Постоянных Представителей при Союзе и других Полномочных Представителей Государств-членов.

2. Комитет отвечает за подготовку работы Исполнительного Совета и действует в соответствии с указаниями Совета. Он может создавать такие подкомитеты или рабочие группы, какие может счесть необходимыми.

Экономический, Социальный и Культурный
Совет

1. Экономический, Социальный и Культурный Совет является консультативным органом, состоящим из различных социальных и профессиональных групп Государств - членов Союза.

2. Функции, полномочия, состав и организация Экономического, Социального и Культурного Совета определяются Ассамблеей.

Статья 23. Наложение Санкций

Наложение Санкций

1. Ассамблея определяет соответствующие санкции, которые должны налагаться на любое Государство-член, которое не выплачивает свой взнос в бюджет Союза следующим образом: лишение права выступать на собраниях, голосовать, представлять кандидатов на любую позицию или пост в рамках Союза или извлекать выгоду от любой деятельности или обязательств из этого;

2. Более того, любое Государство-член, которое не исполняет решения и политику Союза, может быть подвергнуто другим санкциям, таким как лишение транспортных и коммуникационных связей с другими Государствами-членами, и другими мерами политического и экономического характера, которые определит Ассамблея.

Статья 24. Штаб-квартира Союза

Штаб-квартира Союза

1. Штаб-квартира Африканского Союза располагается в Аддис-Абебе в Федеральной Демократической Республике Эфиопии.

2. Могут быть учреждены такие другие офисы Африканского Союза, которые могут быть определены Ассамблеей, по рекомендации Совета.

Статья 25. Рабочие языки

Рабочие языки

Рабочими языками Союза и всех его учреждений являются, если возможно, Африканские языки, Арабский, Английский, Французский и Португальский языки.

Статья 26. Толкование

Толкование

Суд занимается вопросами толкования, возникающими из применения или имплементации настоящего акта. До его учреждения, такие вопросы представляются Ассамблее Союза, которая принимает решение двумя третями большинства.

Статья 27. Подписание, ратификация и присоединение

Подписание, ратификация и присоединение

1. Настоящий Акт открыт для подписания, ратификации и присоединения Государствами - членами ОАЕ в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.

2. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному Секретарю ОАЕ.

3. Любое Государство - член ОАЕ, присоединяющееся к настоящему Акту после его вступления в силу, сдает на хранение документ о присоединении Председателю Комиссии.

Статья 28. Вступление в силу

Вступление в силу

Настоящий Акт вступает в силу через тридцать (30) дней после сдачи на хранение ратификационных грамот двумя третями Государств - членов ОАЕ.

Статья 29. Принятие в члены

Принятие в члены

1. Любое африканское Государство может, в любое время после вступления в силу настоящего Акта, уведомить Председателя Комиссии о своем намерении присоединиться к настоящему Актом и быть принятым в члены Союза.

2. Председатель Комиссии, по получении такого уведомления, передает его копии всем Государствам-членам. Решение о принятии принимается простым большинством Государств-членов. Решение каждого Государства-члена передается Председателю Комиссии, который, по получении необходимого числа голосов, сообщает решение заинтересованному Государству.

Статья 30. Приостановление членства

Приостановление членства

Правительствам, которые приходят к власти неконституционным путем, не разрешается участвовать в деятельности Союза.

Статья 31. Прекращение членства

Прекращение членства

1. Любое Государство, которое желает отказаться от своего членства, направляет письменное уведомление Председателю Комиссии, который уведомляет об этом Государства-члены. По окончании одного года с даты такого уведомления, если не отозвано, Акт прекращает применяться в отношении отказывающегося Государства, которое таким образом прекращает принадлежать к Союзу.

2. В течение одного года, упомянутого в параграфе 1 настоящей Статьи, любое Государство-член, желающее выйти из Союза, следует положениям настоящего Акта и обязано выполнить свои обязательства по настоящему Акту до даты своего выхода.

Статья 32. Поправка и пересмотр

Поправка и пересмотр

1. Любое Государство-член может представить предложения о поправке или пересмотре настоящего Акта.

2. Предложения о поправке или пересмотре представляются Председателю Комиссии, который передает их Государствам-членам не позднее тридцати (30) дней с его получения.

4. Поправки или пересмотры принимаются Ассамблеей консенсусом или, при не достижении такового, двумя третями большинства и представляются на ратификацию всеми Государствами-членами в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами. Они вступают в силу через тридцать (30) дней после сдачи на хранение ратификационных грамот Председателю Комиссии двумя третями Государств-членов.

Статья 33. Заключительные положения и переходные меры

Заключительные положения и переходные меры

1. Настоящий Акт заменяет Устав Организации Африканского Единства. Однако, Устав действует в течение переходного периода в один год, или такого дальнейшего периода, который может быть определен Ассамблеей, после вступления в силу Акта, с целью предоставления возможности ОАЕ/АЭС предпринять необходимые меры в отношении передачи активов и обязательств Союзу и всех вопросов, имеющих к этому отношение.

2. Положения настоящего Акта имеют предпочтение над и заменяют любые несовместимые или противоречащие положения Договора, учреждающего Африканское Экономическое Сообщество.

3. По вступлении в силу настоящего Акта, должны быть предприняты все необходимые меры, для имплементации его положений и обеспечения учреждения органов, предусмотренных настоящим Актом в соответствии с любыми директивами или решениями, которые могут быть приняты в этом отношении его Сторонами не позднее переходного периода, предусмотренного выше.

4. До учреждения Комиссии, Генеральный Секретариат ОАЕ является временным Секретариатом Союза.

5. Настоящий Акт составлен в четырех (4) подлинных экземплярах на Арабском, Английском, Французском и Португальском языках, все четыре (4) являются равно аутентичными и сдаются на хранение Генеральному Секретарю ОАЕ, а после его вступления в силу - Председателю Комиссии, который направляет заверенную копию Акта Правительству каждого подписавшего Государства. Генеральный Секретарь ОАЕ и Председатель Комиссии уведомляют все подписавшие Государства о датах сдачи на хранение ратификационных грамот или уведомлений о присоединении и по вступлении в силу настоящего Акта регистрирует его в Секретариате Объединенных Наций.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО, МЫ приняли настоящий Акт.

Совершено в Ломе - Того 12 июня 2000.

Текст документа сверен по:
"Московский журнал международного права",
N 3, июль-сентябрь, 2003 год

Африканский союз (АС)

Исторической предшественницей АС считается Организация африканского единства (ОАЕ). Устав ОАЕ разрабатывался в условиях разделенной Африки по группам государств (франкоязычные страны, страны Восточной и Центральной Африки и т.д.) и был одобрен 25 мая 1963 г. в результате выработки единого компромиссного текста из двух так называемых Касабланского и Лагосского проектов. ОАЕ была создана в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.

Важным событием эволюции ОАЕ стала четвертая внеочередная встреча на высшем уровне Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, состоявшаяся 9 сентября 1999 г. в ливийском городе Сирте, на которой была принята Сир- тийская декларация. Главным содержанием этой Декларации было предложение о создании Межафриканского союза. В апреле 2000 г. юристы и парламентарии провели рабочую встречу в Эфиопии, а в конце мая того же года – в столице Ливии (г. Триполи). В результате этих встреч был подготовлен доклад, который затем был обнародован на первой встрече министров ОАЕ по рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением Сиртийской декларации.

В июле 2000 г. в столице Того (г. Ломе) был принят Учредительный акт о создании АС. В учредительном акте АС была предусмотрена реализация мероприятий на переходный период – в течение еще одного года действовал Устав ОАЕ "с тем, чтобы обеспечить принятие ОАЕ/АС необходимых мер, связанных с передачей дел Африканскому союзу, и решения всех возникающих в связи с этим процессом вопросов" (п. 1 ст. 33). Создание АС и замена им ОАЕ придали новый импульс процессу укрепления прежде всего экономической основы интеграции, начало которому было положено подписанием Договора о создании Африканского экономического сообщества (АЭС), так называемый Договор Абуджи (Абуджа – столица Нигерии). Таким образом, АС стал играть более заметную роль как в политической, так и в экономической области, точно так же, как и Европейский союз.

Высшим органом АС является Ассамблея, которая состоит из глав государств и правительств или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не менее двух раз в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия:

  • – она определяет общую политику АС; рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами АС;
  • – рассматривает вопрос о членстве в организации; учреждает новые органы АС;
  • – осуществляет контроль за реализацией политики и решений АС, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • – принимает бюджет АС;
  • – дает указания Исполнительному совету по поводу урегулирования конфликтов и других чрезвычайных ситуаций и восстановления мира;
  • – назначает и снимает с должности судей Суда АС;
  • – назначает председателя комиссии и его заместителей, комиссара комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укрепления дальнейших интеграционных процессов в 2004 г. был создан Панафриканский парламент, который призван стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в г. Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 54 государств – членов АС.

Исполнительный совет АС состоит из министров иностранных дел или других министров – государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи Исполнительного совета в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайные сессии. Исполнительный совет занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществлением политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несет перед ней ответственность.

Сфера деятельности и ответственности Исполнительного совета включает: внешнюю торговлю; энергетику, промышленность и природные ресурсы; продовольствие, сельскохозяйственные продукты, животноводство и лесную промышленность; водные ресурсы и ирригацию; защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; транспорт и коммуникации; страхование; образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов; науку и технологии; гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы; социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения Исполнительного совета, как и Ассамблеи, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом: Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов; Комитет валютных и финансовых дел; Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов; Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды; Комитет транспорта, коммуникаций и туризма; Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов; Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

В рамках АС действуют и другие органы:

  • – Африканский суд;
  • – Комиссия АС;
  • – Комитет постоянных представителей;
  • – Экономический, социальный и культурный совет;
  • – Совет мира и безопасности.

Планируется создать Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк.

В рамках АС также функционирует африканская система защиты прав человека, которая базируется на следующих международных правовых актах:

  • – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протоколы к ней – Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г.;
  • – Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.;
  • – Африканская культурная хартия 1976 г.;
  • – Хартия африканского культурного возрождения 2006 г. (призвана заменить Хартию 1976 г.);
  • – Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.;
  • – Африканская хартия молодежи 2006 г.;
  • – Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.

Африканская система защиты прав человека включает в себя и организационные правозащитные структуры:

  • – Африканскую комиссию по правам человека и народов;
  • – Африканский суд по правам человека и народов;
  • – Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка .

В рамках Африканской комиссии по правам человека и народов функционируют специальные процедуры по защите прав человека.

Секретариат АС и Комиссия АС расположены в АддисАбебе (Эфиопия).

Организация исламского сотрудничества (ОИС) – международная организация, объединяющая 57 государств мира (в том числе шесть членов СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по религиозному признаку и являющаяся второй после ООН по численному составу. Российская Федерация является наблюдателем в этой организации с 30 июня 2005 г. Это, по существу, межрегиональное объединение. ОИС до 28 июня 2011 г. именовалась как Организация Исламская конференция (ОИК), но решением участников 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК, проходившем в Астане 28–30 июня 2011 г., переименована в ОИС.

Организация была основана в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в г. Рабат с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. ОИС является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной исламской международной организацией. Цели создания ОИС : сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы ОИС.

  • – встреча королей, глав государств и правительств (саммит);
  • – конференция министров иностранных дел;
  • – генеральный секретариат;
  • – вспомогательные органы.

Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года.

Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции.

Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИС. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У Генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу секретариата.

В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, но науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.

При ОИС действует ряд автономных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово- промышленная палата; Организация исламских столиц;

Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судовладельцев; Исламский центр развития торговли; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.

В рамках ОИС ведется работа по созданию региональной системы защиты прав человека.

Так, в июне 2005 г. в ОИС была принята Конвенция о правах детей в исламе, а в июне 2011 г. на 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС, проходившей в Астане, была принята резолюция 2/38-LEG о создании Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС, приложением к которой стал Статут Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС. В состав комиссии войдут 18 экспертов. В полномочия комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб, она будет проводить исследования по приоритетным вопросам защиты прав человека и координировать усилия по обмену правозащитной информацией между государствами – членами ОИК.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональная организация, объединяющая 10 стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. АСЕАН была учреждена 8 августа 1967 г. на основании Бангкокской декларации. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Целями АСЕАН указанная Декларация объявляла: укрепление мира и региональной стабильности; ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран региона.

Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г., когда были подписаны три документа:

  • – Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии;
  • – Декларация о согласии;
  • – Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН.

С этого момента АСЕАН обрела организационные структуры для осуществления своей деятельности, принципы своей деятельности и программу действия.

В 1984 г. Бруней стал шестым членом АСЕАН. В 1995 г. в АСЕАН вступил Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, а в 1999 г. – Камбоджа. Ассоциация превратилась из первоначально субрегиональной организации в региональное объединение всех государств Юго-Восточной Азии (кроме Восточного Тимора).

В 2003 г. была принята вторая Декларация согласия, основу которой составляла концепция "Видение АСЕАН 2020". В этом документе АСЕАН объявила о своих планах создать к 2020 г. Сообщество АСЕАН, которое будет иметь три опоры: Сообщество безопасности, Экономическое Сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам (принятием в 2007 г. Декларации Себу этот срок был перенесен на 2015 г.).

На реализацию этой задачи нацелена Вьентьянская программа действий, принятая на 10-м саммите АСЕАН в 2004 г. В качестве приоритетных направлений деятельности Ассоциации на перспективу Программа определяет достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее членов.

Переломное событие в истории АСЕАН произошло в 2008 г., когда вступил в силу ее Устав. С принятием Устава АСЕАН стала полноправным субъектом международного права (ст. 3). Заметно укрепляется структура руководящих органов Ассоциации. В соответствии с ст. 7 Устава Саммит АСЕАН, проводимый на уровне глав государств и правительств государств-членов, является высшим политическим органом АСЕАН. Саммиты рассматривают и разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющим сферу интересов государств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение Саммита Координационным советом АСЕАН, советами Сообщества АСЕАН и министерскими органами АСЕАН.

Координационный совет АСЕАН согласно ст. 8 Устава состоит из министров иностранных дел АСЕАН и проводит свои заседания как минимум два раза в год. К функциям Координационного совета АСЕАН относятся: подготовка Саммитов АСЕАН; координация исполнения соглашений и решений Саммита АСЕАН: согласование позиции с советами Сообщества АСЕАН с целью укрепления политических связей, эффективности и взаимодействия между ними; передача докладов советов Сообщества АСЕАН на рассмотрение

Саммита АСЕАН; рассмотрение ежегодных докладов Генерального секретаря о работе АСЕАН; утверждение назначения и снятия с должности заместителей Генерального секретаря по рекомендации Генерального секретаря; осуществление иной деятельности, предусмотренной Уставом или предписанной поручениями Саммита АСЕАН. На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три совета на уровне руководителей профильных министерств и ведомств, которые должны докладывать главам стран АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый совет Сообщества АСЕАН должен обеспечивать исполнение решений Саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других советов Сообщества (ст. 9).

Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра. Его кандидатура утверждается решением Саммита АСЕАН по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Согласно ст. 11 Устава АСЕАН он наделен не только функциями главного должностного лица, но и полномочиями представлять АСЕАН на международной арене.

Под руководством Генерального секретаря работает Секретариат, аппарат которого укреплен квалифицированными специалистами. Они должны работать исключительно в интересах АСЕАН. В и. 8 ст. 11 Устава АСЕАН специально подчеркивается, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны не запрашивать и не получать инструкции от любого правительства или иного внешнего субъекта вне рамок АСЕАН.

Государства-члены обязуются уважать исключительный характер ответственности Генерального секретаря и членов персонала Секретариата и не пытаться воздействовать на них при выполнении ими своих обязанностей.

В соответствии со ст. 13 Устава АСЕАН каждое государство-член АСЕАН учредило Национальный секретариат АСЕАН, который должен служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене. А также оно должно направить Постоянного представителя в ранге посла для представительства в АСЕАН в Джакарте (Индонезия), из числа которых создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (ст. 12).

В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который уполномочен выносить решения. Стороны в споре также могут запрашивать Председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Согласно ст. 26 Устава АСЕАН, если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит направлению на рассмотрение Саммитом АСЕАН.

В ст. 21 Устава АСЕАН закреплен новый порядок принятия и исполнения решений по экономическим вопросам (принцип консенсуса). Но если консенсус окажется невозможным, то действует формула гибкого участия, включая формулу "АСЕАН Минус X", если об этом будет достигнута договоренность.

Статья 14 Устава АСЕАН предусматривает создание органа по правам человека, который "должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН".

Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г., а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены комиссии. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН – первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – субрегиональная межправительственная организация, которая была основана в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический состав – четвертая часть населения планеты. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 г. Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом ШОС.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств государств – членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств – членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.

Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются СГГ сроком на три года.

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. 7 июня 2001 г. в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. ШОС не является и не намерена становиться военным блоком, однако растущая опасность "терроризма, экстремизма и сепаратизма" делают необходимым привлечение вооруженных сил. Основными целями ШОС являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участниками; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

  • См.: Абашидзе А. X., Солнцев А. М. Юбилей африканской системы по правам человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 22-25.

21 декабря 2012 года в Аддис-Абебе Посол Российской Федерации и Полномочный представитель России при Афросоюзе в Эфиопии В.И.Уткин и Комиссар Африканского союза по вопросам мира и безопасности Р.Ламамра подписали Соглашение о внесении Российской Федерацией взноса в размере 2 млн. долл. США в Фонд мира Афросоюза.

Осуществление Россией добровольного взноса в механизм панафриканской организации по финансированию миротворческих операций в регионе и формированию Африканских сил постоянной готовности является важным вкладом в укрепление собственного антикризисного потенциала стран континента.

Руководство Афросоюза высоко оценило этот шаг, свидетельствующий о серьезном внимании, которое Россия уделяет вопросам укрепления мира и безопасности в Африке в качестве необходимого условия обеспечения устойчивого развития африканских государств.


Комментарии (0)

LATEST EVENTS

04.09.2019 - Комментарий Посольства относительно ситуации вокруг инцидента в Солсбери с российскими гражданами С. и Ю.Скрипалями

С момента таинственного инцидента в Солсбери прошло полтора года. К сожалению, на неоднократные призывы России снять завесу секретности с обстоятельств, хода и результатов расследования, дать возможность встретиться с пострадавшими Сергеем Скрипалем и его дочерью Юлией и начать предметное взаимодействие для выяснения истинных причин случившегося каких-либо ответов от официального Лондона так и не последовало. На сегодняшний день продолжают оставаться без ответа более 80 дипломатических нот, направленных в Форин Офис, а также запрос по линии Генеральной прокуратуры об оказании правовой помощи.

03.09.2019 - Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с 15-летием теракта в Беслане

3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. По всей стране вспоминают жертв террористических актов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении контртеррористических задач и служебного долга.

02.09.2019 - Ответ пресс-секретаря Посольства на вопрос СМИ о высказывании премьер-министра Б.Джонсона об обстоятельствах начала Второй мировой войны

Вопрос: Как бы вы прокомментировали слова премьер-министра Великобритании Б.Джонсона о том, что в сентябре 1939 года Польша оказалась «между фашистским молотом и коммунистической наковальней»? Ответ: Это заявление Б.Джонсона, прозвучавшее в день 80-летия начала Второй мировой войны, вызывает удивление. При всех исторических дискуссиях вокруг советской военной операции в восточных районах Польши (в Западной Украине и Западной Белоруссии) постановка вопроса, при которой действия СССР фактически приравниваются к гитлеровской агрессии, совершенно неприемлема.

01.09.2019 - Ответ пресс-секретаря Посольства на вопрос СМИ о публикациях к годовщине начала Второй мировой войны

Вопрос: В некоторых странах набирает популярность точка зрения о равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны. Как в этом отношении обстоят дела в Великобритании? Ответ: Как мы неоднократно отмечали ранее, в Великобритании бережно хранят память о союзничестве времен Второй мировой войны, помнят и ценят решающий вклад советского народа в разгром нацизма. Конечно, как и в других западных странах, в британском общественном мнении получили распространение стереотипы из серии "Сталин и Гитлер договорились расчленить Польшу". Вместе с тем, здесь широко признается неблаговидная роль самой Британии в череде событий, приведших к войне.

28.08.2019 - Пресс-конференция по итогам российско-турецких переговоров

По итогам рабочего визита Президента Турции в Россию В.В.Путин и Реджеп Тайип Эрдоган дали совместную пресс-конференцию. 27 августа 2019 года, 18:00, Московская область, Жуковский

28.08.2019 - Ответ пресс-секретаря Посольства на вопрос СМИ о сотрудничестве России со странами Африки

Вопрос: В последнее время британские СМИ уделяют необычно много внимания различным аспектам сотрудничества России с африканскими странами. Как бы Вы могли это прокомментировать? Ответ: Действительно, обилие материалов о нашем взаимодействии с Африкой наводит на мысль, что мы имеем дело с очевидной информационной кампанией. Показательно, что Россию всячески пытаются уличить в нечистоплотном и меркантильном подходе к сотрудничеству с африканскими государствами. Хотелось бы напомнить, что у нас с Африкой нет сложностей, вызванных колониальным прошлым, так что со стороны британских СМИ вряд ли справедливо подозревать колониальные замашки в нашем повседневном взаимодействии с Африкой. Россия (а до нее – СССР) всегда выступала и выступает за равноправное, уважительное сотрудничество со странами континента как на двусторонней основе, так и на международных «площадках». Это хорошо известно и высоко ценится нашими традиционными и новыми партнерами в Африке.

28.08.2019 - Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе заседания СБ ООН по Ближнему Востоку

Г-н Председатель, Благодарим Спецкоординатора ООН по Ближнему Востоку г-на Николая Младенова за доклад по ситуации на оккупированных палестинских территориях. Хотел бы поприветствовать Вас в качестве госсекретаря и руководителя канцелярии президента, уважаемый г-н Кшиштоф Щерский. Ближний Восток находится в центре мировой политики. Регион охвачен множеством кризисов – старых и новых. Россия внимательно следит за развитием обстановки, ведь нас с государствами региона связывают многолетние отношения, основанные на взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве, общих интересах.

26.08.2019 - Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Ангола М.Д.Аугушту, Москва, 26 августа 2019 года

Мы провели очень хорошую встречу. Подробно поговорили о состоянии двусторонних отношений между Россией и Анголой и о нашем взаимодействии на международной арене. Наши страны связывают многолетние узы дружбы и сотрудничества, которые уходят корнями во времена борьбы народа Анголы за свободу и независимость. Констатировали сохраняющийся и набирающий темп высокий уровень взаимопонимания и доверия. Обстоятельно обсудили конкретные направления двустороннего взаимодействия, прежде всего, на тех направлениях, которые стали предметом договоренностей в ходе официального визита Президента Анголы Ж.Лоуренсу в Россию в апреле этого года и его переговоров с Президентом России В.В.Путиным.

24.08.2019 - Чрезвычайный и полномочный посол России в Великобритании А.В.Яковенко завершил свою дипломатическую миссию

24 августа 2019 года Чрезвычайный и полномочный посол России в Великобритании и Северной Ирландии А.В.Яковенко завершил свою дипломатическую миссию и отбыл на Родину. Временным поверенным в делах Посольства назначен советник-посланник И.А.Володин.

16.08.2019 - Ответ пресс-секретаря Посольства на вопрос СМИ о позиции России в отношении ситуации в Персидском заливе

Вопрос: Какова позиция России в отношении текущей ситуации в Персидском заливе? Как она соотносится с позицией Великобритании? Ответ: Крайне обеспокоены ростом напряженности в этом стратегически важном регионе. Убеждены, что усиление давления США на Иран при поддержке Великобритании, в том числе путем формирования так называемой «миссии по обеспечению свободы мореплавания», будет способствовать лишь обострению обстановки в Персидском заливе.



all messages