Перепела

Речевой материал для автоматизации звуков у взрослых. Задания для родителей на автоматизацию звуков р, рь

Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.

Занятие 1.

1. Повтори слоги:

РА-РА-РА
РУ-РУ-РУ

РО-РО-РО
РЫ-РЫ-РЫ

РА-РО-РУ
РО-РЫ-РА

РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РО

2. Повтори слова:


4. «Запомни - повтори»:

6. Повтори предложения:

Занятие 2.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР
УР-УРУР
ИР-ИР-ИР
ОР-ОР-ОР
ЫР-ЫР-ЫР
ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР
ОР-ЯР-ИР
ИР-АР-ОР
УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

4. Повтори чистоговорки:

5. Повторите словосочетания:

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.


Занятие 3.

1. Повтори слова:

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира

тара
пара
фара
гитара
Вера
Кира
Юра

конура
контора
игра
фанера
пантера
детвора
жара

баран
варан
буран
пират
парад
карат
Марат

ворона
корона
порог
творог
урок
горох
народ

город
воробей
хоровод
пароход
герой
дорога
ворота

перо
озеро
бюро
ведро
утро
ядро
бедро

2. Повтори чистоговорки:

4. Повтори словосочетания:



6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара - поднимайся, детвора!
Тарара-тарара - в детский сад идти пора!
Туруру-туруру - поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры - нету дома детворы.

Занятие 4.

1. Повтори слова:

Барабан
Таракан
Караван
Ураган

муравей
каравай
веранда
баранка

воротник
огород
бородавки
порода
поросёнок
хворост
паровоз
боровик
пирамида
мороз
корона
гороскоп

2. Договори последний слог:

«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА»
Но..., го…, па…, иг…, детво..., жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры.
Рома собирает горох.
Дорога ведёт в город.
У Раи новый сарафан.
Тамара печёт пирог.
Юра не боится мороза.
Корова идёт в сарай.
Ворона клюёт кукурузу.
Роме купили гитару.
Буратино идёт на урок.
На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру
Скачет рыжий кенгуру.


Занятие 5.

1. Повтори слоги:

3. Повтори словосочетания:

4. «Назови ласково»

2. Повтори слова:

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА - брак
БРА-БРА - браво
БРА-БРА - брать
БРА-БРА - брат
БРА-БРА - брань
БРА-БРА - кобра
БРА-БРА - зебра

БРО-БРО - брови
БРО-БРО - бросать
БРО-БРО - брод
БРО-БРО - бродить
БРО-БРО - бросок
БРО-БРО - бронза
БРО-БРО - бронхит

БРУ-БРУ - брус
БРУ-БРУ - брусок
БРУ-БРУ - брусника

БРЫ-БРЫ - брысь
БРЫ-БРЫ - брызги
БРЫ-БРЫ - брынза
БРЫ-БРЫ - бобры

4. Повтори фразы:

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.


Занятие 7.

1. Повтори слоги:

3. Повтори цепочку слов:

4. Измени слова по образцу:

Гранат - гранатовый
Груша - грушевый
громкость - громкий
грубость - грубый
груз - грузовой
группа - групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик.
Громко грохочет гром.
В небе гром и грохот.
Грызуны грызут огрызок.
На градуснике пять градусов.
Громко грузят груз.
На границе прочная ограда.
В графине грушевый сироп.
Наградить грамотой и наградой.
В группе громкий смех.
Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.


Занятие 8.

1.Повтори слоги:

3. «Назови ласково»

4. Повтори словосочетания:

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.

Занятие 9.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор

фермер
Аврора
характер
трактор
пробор
рапорт

прорубь
гардероб
ярмарка
тараторка
мрамор
квартира

маркер
партнёр
курорт
хирург
пробирка
программа

аэропорт
аэродром
бутерброд
круговорот
термометр
оркестр

Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор

раскраска
раствор
конструктор
трансформер
скороговорка
простор
скороварка
пароварка
проигрыш
супермаркет
инструктор
кругозор
разборка
маршрут
проигрыш

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор.
Грамотный инструктор.
Просторная квартира.
Играет оркестр.
Яркая раскраска.
Крупный супермаркет.
Городской транспорт.
Огромный размер.
Красный раствор.

Бутерброд с красной икрой.
Широкий кругозор.
Ровный пробор.
Красивая ярмарка.
Фарфоровая посуда.
Вечерняя программа.
Испорченная пароварка.
Трудная скороговорка.
Короткий разговор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
(А. Тараскин)

Проворонила ворона воронёнка.

«… я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков - напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому, что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и выразить то, что живёт внутри. Почувствовать так ярко на самом себе настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим, пошло и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука, у которой должны быть свои законы».

ВВЕДЕНИЕ: экскурс в историю.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, выразилось это в большом количестве терминов, употребляемых для их обозначения.

Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые научную разработку у Галена.

Клавдий Гален (ок.130-200гг.)—древнеримский врач и естествоиспытатель. После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Гален описал механизм дыхания и разделял расстройства речи и голоса. Он писал, что образование звуков речи производится языком при участии зубов, губ и носовых отверстий.

В Европейской средневековой литературе встречаются только упоминания о болезнях речи и о способах их лечения.

Учения Галена сохраняло свою силу вплоть до 19века. Классическая медицина, а за нею и средневековье, видела причину болезней речи то в поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляторных органов и т.д.

А как же обстояло дело с речью на Руси?

До наших времён почти не сохранились литературные памятники о представлениях древних славян о речевых расстройствах и приёмах их устранения.

В древнерусском языке существует целый ряд названий, характеризующих недостатки речи:

Языкоболезние

Гугнивый

Травливый

Заякливый

Тем самым, мы обнаруживаем, что древние славяне всё же различали: недостатки речи и слуха, звукопроизношения и голоса. Так же древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье.

Существует большое количество лечебников-травников, в которых есть многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха, голоса и т.п.

Таким образом, речевые расстройства и методы их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

В.И.Селивёрстов «Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их преодоления»

ЛОГОПЕДИЯ

Логопедия (греч. Логос-слово, пайдео-воспитывать). Наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

  • Теоретический аспект—изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
  • Практический аспект—профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

К числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний.

Дикция—произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи .

Такого рода дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными недостатками строения речевого аппарата.

Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и внятности речи, но и естественности красоты звучания.

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Эти нарушения обозначаются термином «дислалия».

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, в их пропусках. Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить их, нужно уметь узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Существует несколько этапов овладения правильным произношением любого звука:

1. Подготовительный.

На этом этапе формируются недостающие движения органов артикуляции, вносится коррекция в неправильно сформировавшееся движение. Перед началом непосредственной работы над звуком необходимо проведение артикуляционных упражнений.

Артикуляция—деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ:

— углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объем движения, как при артикуляции звука И;

— губы нейтральны, как при произнесении А;

— губы округлены, как при О;

— губы округлены, как при У;

— чередование движений от А к И, от А к У и обратно;

— плавный переход от И к А, от А к О, от О к У и об-

— артикулирование ряда с плавным переходом: И — Э — А—О — У — Ы

Упражнения для языка:

— Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.

— Углы губ растянуты. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков. Язык приобретает форму желобка. Чтобы облегчить выполнение упражнения, можно высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка.

— Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

— Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание. Нижняя челюсть должна быть опущена и неподвижна.

— Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам (язык «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

— Ритмичные движения языка влево-вправо, кончик языка касается альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.

— Совместные движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Его цель заключается в том, чтобы сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Постановка звука может быть достигнута применением следующих способов:

а) по подражанию (имитативный). Он основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести неискаженный звук. При этом используются акустические опоры, зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Можно воспользоваться приемом постепенного «нащупывания» правильной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например Р, РЬ, Л, Ч, Ц, К, Г,Х, более успешно ставятся другими способами;

б) с механической помощью. Этот способ основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. При произнесении звука при помощи зонда несколько меняется его артикуляционный уклад. В результате получается другой звук: например, вы произносите несколько раз слог СА, в это время шпатель помещается под язык и слегка приподнимается в направлении альвеол. Слышится шипящий, а не свистящий звук (ША вместо СА).

После длительных тренировок необходимая поза принимается без механической помощи;

в) смешанный. Он основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играет подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

За постановкой звука следует процесс его автоматизации. Он заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, расположенными в таком порядке, что трудность при произнесении поставленного звука возрастает.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Его цель — сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Здесь широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Звуки «Р, РЬ»

Уклад органов артикуляции: Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук Р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно как при гласном И), кончик языка находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Приемы постановки звука:

1) Протяжно произносить звук Ж без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха

при минимальной щели между передним краем языка и деснами. В это время под язык вводите шпатель. Прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызовите колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной. В результате получается изолированный раскатистый звук Р.

2) Наиболее эффективным является прием постановки Р от слогового сочетания ЗА с несколько удлиненным произнесением 3: ЗЗЗА. При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения введите под язык шпатель и проводите быстрые движения из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый

звук Р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки сразу получается слог (РА).

При постановке мягкого Р применяется тот же прием, но с помощью слога ЗИ.

4)Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук Д или чередовать произнесение Т и Д (ДДД, ДДД или ТДД, ТДД), в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или с альвеолами. При многократном произнесении серий звуков Т и Д сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Произнесите слоги, выделяя звук Р:

Образец: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

Тра — тро тра — тру тры — тра тро — тру

Тро — тры тру — тры тру — тро тры — тро

Произнесите обратные слоги:

Образец: а — тр—, о — тр—, у— тр—, ы— тр—.

Атр — отр — утр ытр — атр — отр

Отр — ытр — утр атр — утр — ытр

Ятр — ётр — ютр ютр — ётр — ятр

Итр — етр — ятр етр — итр — ютр

Етр — етр — ятр итр — ютр — етр

Произнесите цепочку слогов:

Тры — трэ — тра — тро — тру — тры

Дры — дрэ — дра — дро — дру — дры

Тры — дры трэ — дрэ тра — дра

Тро — дро тру — дру тры — дры

Драм — трам дром — тром друм — трум

Дрым — трым дрэм — трэм драм — трам

УПРАЖНЕНИЕ 2

Произнесите слова с прямыми слогами ТР:

а) с ударением на слоге.

Образец: тр—-ал, те-тр—адь.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осетры.

б) без ударения на слоге.

Образец: тр—ава, хи-тр—ость, о-тр—уби.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.

в) со стечением согласных в слоге.

Образец: завтр—а, стр—уна.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроем, быстро, струя, струна, стружка, острый, пестрый, центры, костры, министры.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Произнесите слова с обратными слогами ТР:

Образец: те-атр—.

Театр, педиатр, Петр, осетр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Произнесите слова с прямыми слогами ДР:

а) с ударением на слоге.

Образец: др—анка, ква-др—ат.

Драп, дранка, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) без ударения на слоге.

Образец: др—угой, эска-др—а.

Пудра, выдра, ведра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Прочитайте предложение.

Образец: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осетра. В трамвае сидят трое. У девочки пестрые гетры. Трамвай везет нас по центру. Завтра мы идем в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Подросток с трудом несет ведро с водой. У метро кинотеатр.

Произнесение твердого звука Р в обратных слогах.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Ар — ор — ур — ыр ыр — ур — ор — ар

Ер — ир — юр — яр ар — яр — ор — ёр

Ыр — ир — яр — ар ер — ор — юр — ур

Ер — ор — ур — яр ёр — ер — ир — юр

УПРАЖНЕНИЕ 2

Читайте слова, выделяя Р.

Вар, дар, жар, пар, самовар, пожар, армия, бархат, карта, марка, арбуз, артист, повар, сахар, карман, картон, борщ, двор, корм, норка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, мухомор.

Шнур, урна, бурка, куртка, шкурка, дежурный, пурга, огурцы, шнурки.

Ядро, доярка, ерш, бобер, актер, ковер, боксер, монтер.

Юрта, юркий, верх, герб, серп, беркут.

Мир, кефир, мундир, бирка, кирка, кирпич, червяк,чердак, чернила, зерно, перчатки.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Федор метет двор. Егор чистит ковер. В корзине арбузы. В комнате яркий абажур. Насыпь сахар в кефир. В сумке огурцы и помидоры. Зернистый снег темнеет в марте.

Произнесение твердого звука Р в прямых слогах.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Ра — ро — ру — ры

Ро — ры — ру — ра

Pa — ру — ро — ры

Ру — ры — ра — ро

Пры — прэ — пра — про — пру — пры

Бры — брэ — бра — бро — бру — бры

Пры — бры прэ — брэ пра — бра

Про — бро пру — бру пры — бры

Брам — прам бром — пром брум — прум

Брым — прым брэм — прэм брам — прам

УПРАЖНЕНИЕ 2

Читайте слова, выделяя звук Р.

Рак, гора, дыра, жара, детвора, буран, гараж, баранка, радуга, ураган, барабан, расческа.

Рот, Рома, роща, роза, мороз, коробка, макароны, родина, ров.

Руки, русый, Маруся, орудие, кукуруза, парус, рукав, рубить, рубанок, ручей.

Рынок, рыхлый, дары, горы, куры, норы, перышко, рыбаки.

Брат, враг, врач, грамота, гранит, граната, графин.

Брови, вроде, грохот, громко, крот, кровь, провод.

Груша, груда, грудь, кругом, крупный, пруд, фрукты.

Брынза, крыса, крыша, Крым, прыжок.

Простор, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, аэродром, дроворуб, литература, разгружать.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Спрягайте глаголы, выделяя звук Р.

Бросать, рвать, играть, красить, держать, дружить, поздравлять, пробовать, радоваться, продавать, открывать, выигрывать, возвращаться, убирать, кормить, загорать, отправляться, разговаривать, раскручивать, рассматривать, прикрывать.

Произнесение мягкого звука Рь.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Арь — орь — урь арь — ырь — орь

Орь — ырь — арь урь — орь — ярь

Ерь — юрь — ирь ерь — юрь — ирь

Ирь — ярь — орь юрь — урь — ерь

УПРАЖНЕНИЕ 2

Букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, календарь, пекарь, пахарь, писарь, токарь, слесарь.

Корь, якорь, зорька, горький, пузырь, богатырь, дверь, перья, серьги, Сибирь, снегирь.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Ря — ре — рю ри — ре — ря

Ре — ри — рю ре — ря — ри

Рю — ре — ря ре — ри — ре

Три — тре — тря — трё — трю — три

Дри — дре — дря — дрё — дрю — дри

Дрим — трим дрем — трем дрям — трям

Дрём — трём дрюм — трюм дрим — трим

Три — дри тре — дре тря — дря

Трё — дрё трю — дрю тре — дре

Итрь — ытрь — утрь — этрь — отрь — атрь

Идрь — ыдрь — удрь — эдрь — одрь — адрь

УПРАЖНЕНИЕ 4

Ряд, рябь, заря, моря, нырять, наряд, моряк, зарядка, рябчик, порядок.

Буря, гиря, парят, варят, рябина, Боря, Варя.

Прямо, зря, пряжка, грядка, тряпка, грязный, прялка, пряник, прятать, крякать.

Рис, ирис, Борис, дарить, сорить, говорить, турист, сухари, пескари, фонари, снегири.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пахари, пекари, коридор, топорик, фонарик, рисунок.

Грива, крик, гриб, зрители, пристань, привет, природа, приманка,трикотаж.

Речь, репа, орех, рейка, речка, ребус, огурец, сирень, варенье, оперенье, черешня.

Крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, гребень.

Орел, сережки, веревка, черемуха.

Урюк, рюмка, дарю, горю, говорю.

Бирюза, рюкзак, жарю, спорю.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Спрягайте глаголы, выделяя Р.

Варить, спорить, терять, кричать, брать, говорить, дарить, повторять, предлагать, переписывать, передавать, прибавлять, приводить, присылать, приносить, приглашать, приезжать, разрезать, переговариваться, ремонтировать, разрешать, прерывать, проверять, перекручивать, переворачивать.

УПРАЖНЕНИЕ 6

У Бори фонарик. Лариса режет редиску. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Рита принесла грецкие орехи. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. В мае цветут сирень и черемуха. Рядом с дерев-

ней рисовые поля.

Автоматизация и дифференциация звуков Р и Рь.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Прочитайте слоги:

ра-ря ру-рю ро-рё ры-ри ря-ра рю-ру рё-ро ри-ры.

арь-ар рарь-ряр ирь-ир рырь-рир орь-ор урь-ур рурь-рюр

УПРАЖНЕНИЕ 2

Прочитайте слова:

рысь - рис

удар - ударь

пар - парь

жар - жарь

Зара - заря

рак - моряк

УПРАЖНЕНИЕ 3

Прочитайте скороговорки:

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Перед коровой короб корок.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

На горе Арарат
рвала Варвара виноград.

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

У Кондрата куртка коротковата.

У редьки и репки корень крепкий.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Крута гора,
В горе - дыра,
В дыре - кротовая нора.

На дворе - трава,
На траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Обрадован баран -
У барана - барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

Сыворотка из-под простокваши.

Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.

Наши покупки - крупы да крупки.

По двору, подворью -
В добром здоровье.

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

С другом дружи, а другому не груби.

Сыпь песочек в черненький черепочек.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

Три вороны на - воротах.
Три сороки - на пороге.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

У Риты растут маргаритки, а у Бориса - барбарис.

Хорош в дорожку пирог с горошком.

Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

В печурке - три чурки,
Три гуся, три утки.

Во дворе - горка,
Под горой- норка.
В этой норке
Крот стережет корку.

Идут бобры во сыры боры.

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!

Скажет друг дружке,
А дружка - подружке,
А подружка - борову,
А боров - всему городу.

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Прочитайте скороговорки:

В консерватории принято решение подарить виртуозам скрипки работы Страдивари и Гварнери.

Рыбак быстро греб к берегу.

Старый баркас скрипит под напором порывистого северного ветра.

Чайки, предчувствуя приближение шторма, проносятся низко над грохочущим морем.

Когда просыпаешься с зарей, утренний ветерок приятно бодрит, предвещая хороший, радостный день.

Проворные ящерицы быстро передвигаются по крутому оврагу в поисках травы.

Еще много времени оставалось до первых шорохов утра, до первых росинок зари.

Кругом нас по горизонту везде разбросаны острова.

На этой равнине стоит старая изба, вся украшенная кружевной резьбой.

Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать о происшествии.

Береговой кран выбрасывает на берег накрест перевязанные тюки.

Прямо навстречу бьет резкий ветер.

Остроконечные вершины елей зубчатым гребнем резко вырисовываются на фоне зари.

Праздная жизнь - это преждевременная старость. (Гете. )

Реки, горы не стареют.

Жизнь прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость. (В. Вересаев. )

В характере, в манерах, в стиле - во всем самое прекрасное - это простота. (Лонгфелло. )

Бывает трудно в друга превратить врага. Но просто, друга потеряв, нажить врага.

Гром не грянет, мужик не перекрестится. Привычка - вторая натура.

Не разгрызешь ореха, так и не съешь ядра. Ремесло - золотой кормилец.

Терпенье и труд все перетрут. Другие времена, другие нравы.

Кто сам врет, другим не верит. Кривы дрова, да прямо горят.

Предков заветы не развеют ветры. Не мерь других на свой аршин.

Герой рождается в избе, умирает в борьбе.

Пока битва впереди, храбрецов хоть пруд пруди.

Дома крупу не запарит, а у соседей кашу варит.

Легче с хворобою справиться, чем от привычки избавиться.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

Прямые деревья вырубают раньше других.

И смех и грех.

Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Не всякий, кто в тигровой шкуре, храбрый.

Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.

Сам пропадай, а товарища выручай. Красна речь поговоркой.

Кто друг прямой, тот брат родной. Дареному коню в зубы не смотрят.

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Островский. )

Благоразумие - лучшая черта храбрости. (В. Шекспир. )

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко. )

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. (Н. Чернышевский. )

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен. )

Последующая работа над стихами и развернутыми текстами проводится для окончательного закрепления поставленных звуков в подготовленной речи. Рекомендуется стихотворные тексты заучивать наизусть, а прозаические пересказывать своими словами. По аналогии полезно подбирать и отрабатывать самостоятельно стихи и прозу, контролируя себя в правильном произношении поставленных звуков.

Список используемой литературы:

1.Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление: сборник упражнений. ЭКСМО-пресс, 2002

2.Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов. - М.: Владос, 2001

3. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.1996.

4. Журнал « Дошкольное воспитание» 1999-2000.

5. Селивёрстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их преодоления М. 1983

6. Логопедия. Учебник для Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховского. М.1998.

7. Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С.Волковой, В.И.Селивёрстова. М.1997. 2 тома.


Ря - ударный слог, начало слова
Ряд, рябь, ряса, ряска, рябчик, ряженка, ряженный, рядом.

Ря
Рябина.

Ря
Заря, неряха, коряга, заряд, наряд, снаряд, северянка, дворянка, ветрянка, моряк, варяг, горячка, курятина, неурядица.

Ря
Гиря, буря, потеря, тетеря, дворянин.

Ре - ударный слог, начало слова
Речь, речка, репа, ребус, рельс, рейс, рейд, рея, рейка, регби, регент, редька, редкость, резкость, ретушь, рента, реплика, ревность.
Редкий, резвый, резкий.
Резать, реять.

Ре - безударный слог, начало слова
Река, редис, резон, редут, ремень, реванш, рельеф, рецепт, ремонт, рентген, рефлекс, резьба, ребёнок, ребята, регата, реклама, реакция, резина, резинка, репейник, решение, решётка, реакция, редакция, ревизия, рецензия, регалия, религия, реликвия, реальность, регламент, рептилия, ресница, республика.
Резеда, решето, резюме, ремесло, реактив, ренегат, резидент, реализм, реалист, реактив, ревматизм, рецидив, реквизит, результат, ренессанс.
Реализация, реабилитация, реанимация, революция, резолюция, релаксация, репетиция, репутация.

Ре - ударный слог, середина слова
Орех, орешник, арест, арена, аренда, сирена, мурена, карета, сигарета, варенье, побережье, ожерелье, междуречье, вареник, ожирение, творение, ударение, курение, испарение, измерение, наречие, берет, ларец, перец, дворец, скворец, творец, огурец, лазарет, минарет, шеренга, деревня, царевна, канарейка, батарейка, корейка, старейшина, тарелка, горелка, табуретка, юмореска, головорез, стеклорез, волнорез, порей, сельдерей, акварель, свирель, свиристель, передник.

Ре - безударный слог, середина слова
Горе, море, берег, череп, парень, четыре, варежка, вырезка, перечница, тетерев, очередь, серия.
Череда, черепаха, черепица, серенада, середина, нереида, вереница, деревушка, горемыка, жеребец, бурелом, церемония, сбережение, опережение, директива, черемша, соревнование, корреспондент, наперегонки, наперечёт.
Передышка, перемена, передача, перековка, перевозка, перекладина, перепёлка, переносица, перевод, перевал, пересказ, перелом, переплёт, переводчик, переживание, пересечение.

Ри - ударный слог, начало слова
Рис, риф, риск, ринг, ритм, риза, рифма, рикша, ритмика, римлянка.

Ри - безударный слог, начало слова
Риал, ринит, ризотто, рисунок, ритуал, рибосома, рикошет, рисование.

Ри - ударный слог, середина слова
Пари, жюри, ириска, верига, перина, перила, царица, корица, коррида, период, парилка, морилка, курилка, вечеринка, соринка, повариха, кириллица, харизма, субмарина, балерина, пелерина, викторина, флористика, мастерица, мандарин, стеарин, сахарин, аспирин, глицерин, габарит, метеорит, колорит, материк, фигурист, турист, юрист, авантюрист, попурри, парик, старик, афоризм, логорифм, лабиринт, малярия.

Ри - безударный слог, середина слова
Сари, сафари, хачапури, ария, авария, серия, материя, бактерия, теория, калория, аудитория, фурия, империя, истерика, лирика, курица, испарина, полушарие, суеверие, доверие, лицемерие, высокомерие, ящерица, падчерица, барин, шарик, лирик, сатирик, историк, очкарик, боярин, аквариум, нотариус, комбинаторика.
Оригинал, ориентация, фарисей, маринад, корифей, баррикада, горизонт, периодика, парижанка, старина, ширина, кариатида, марионетка, меридиан, абориген, авторитет, вариант.

Рё - ударный слог, начало слова
Рёв, рёва.

Рё - ударный слог, середина слова
Орёл, берёза, дурёха, черёмуха, верёвка, серёжка, шестерёнка, бурёнка, ларёк, зверёк, хорёк, козырёк, пузырёк, подберёзовик.

Рю - ударный слог, начало слова
Рюмка, рюшка.

Рю - безударный слог, начало слова
Рюкзак.

Рю - ударный слог, середина слова
Бирюк, урюк, севрюга, дерюга, ворюга, хитрюга, закорючка, зверюшка, бирюлька, бирюк, урюк.

Рю - безударный слог, середина слова
Бирюза.

АРЬ - ЯРЬ - ударный и безударный слог
Ларь, царь, тварь, фонарь, сухарь, букварь, главарь, январь, словарь, календарь, государь, дикарь, пескарь, пономарь, вратарь, алтарь, инвентарь, бунтарь, янтарь, глухарь.
Сударь, бездарь, лекарь, пекарь, библиотекарь, аптекарь, слесарь, писарь, знахарь, якорь, борьба.
Старьё, заполярье.
Декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь.

ОРЬ - ЁРЬ - ударный и безударный слог
Корь, хорь, хворь.
Многоборье, плоскогорье, взморье, лукоморье.

ЭРЬ - ЕРЬ - ударный и безударный слог
Дверь, зверь, лагерь, теперь.
Валерьянка, кутерьма, серьга.
Поверье, подмастерье, зверьё, перья.

УРЬ - ЮРЬ - ударный и безударный слог
Лазурь, глазурь.
Гурьба, сурьма, бурьян, курьёз.
Тюрьма.

ЫРЬ - ИРЬ - ударный и безударный слог
Волдырь, поводырь, пузырь, богатырь, нашатырь, монастырь, пустырь.
Лодырь, козырь, пластырь.
Ширь, имбирь, снегирь.
Сырьё.
Панцирь.

ТРЯ - ТРИ - ТРЕ - ТРЁ - ТРЮ - ударный слог
Тряска, тряпка, отряд, лоботряс.
Три, триста, трио, триптих, осетрина, витрина, беллетристика, психиатрия, внутри.
Треть, трель, треск, трест, трезвость, трение, тренинг, трепет, трещина, трещотка, требование, отрез, отрезок, затрещина, усмотрение, наотрез.
Трёпка, трёшка, матрёшка.
Трюк, трюм, трюфель.

ТРЯ - ТРИ - ТРЕ - ТРЁ - ТРЮ - безударный слог
Трясина, трясогузка, трясти.
Потрясение, землетрясение, оттряхнуть.
Триада, тритон, трибуна, трибунал, трикотаж, триумф.
Нутрия, симметрия, геометрия, патриот, отрицание, отрицать, Тревога, тренога, треска, трепанг, трепач, трельяж, треуголка, трепать.
Метрика, матрица, потребитель, употребление, безветрие, отрезать, отрезвлять, отрекаться.
Трюмо.

НТРИ - КТРИ - ударный и безударный слог
Интрига, эксцентрика, антресоли, доктрина, актриса, биссектриса.

ДРЯ - ДРЁ - ДРЕ - ДРИ - ударный и безударный слог
Дрязги, кудряшка.
Дрёма.
Дрель, надрез, мудрец.
Квадрига, кадриль, гидрид, кудри.
Дрезина, древесина, дремота, адреналин, пудреница.

ЗРЯ - ЗРЕ - ЗРИ - ударный слог
Зря, зрение, зритель.
Обозрение, подозрение.

БРЯ - БРЕ - БРИ - БРЁ - БРЮ - ударный и безударный слог
Бред, бриз, бридж, бриджи.
Брюква, брюки.
Добряк, зубрёжка, зубрилка, гибрид, храбрец.
Брикет, бригада, бригантина, бриллиант.
Дебри, колибри, кубрик, фабрика.
Бревно, бретелька, брезент, удобрение.
Побрякушка, изобретение.

ПРЯ - ПРЕ - ПРИ - ударный и безударный слог
Пряжа, пряха, прялка, пряжка, прядка, прятки, пряник, пряность, прямо, упряжка, шелкопряд, упрямица.
Прежде, премия, прения, пресс, прелесть, запрет.
Упрёк.
Приз, принц, призма, прима, притча, присказка, примула, принцип, примус, призвук, признак, прииск, примесь, опричник, каприз.
Припев, привет, прилив, прибой, приказ, призыв, привал, прицел, прицеп, приют, приём, прикус, прибыль, примитив, прислуга, присяга, причуда, придача, примета, приставка, прививка, приписка, приманка, привычка, присыпка, присядка, причёска, припадок, прилавок, принцип, пристань, принцесса, приклад, приволье, присутствие, приветствие, привидение, призвание, признание, приглашение, приблизительно, паприка.
Преамбула, препона, преступник, предлог, предел, предмет, престол, престиж, предание, представление, предложение, препятствие, предсказание, предпочтение, предплечье, преимущество, президент, презентация, президиум, префект, определение, непременно.
Прямота, напряжение.

ВРЕ - ВРИ - ударный и безударный слог
Вред, время, вредина, левретка.
Современник, вредитель.
Коврига, ставрида, эврика.

ФРЕ - ФРИ - ударный и безударный слог
Фреска, фрегат.
Фри, фрикаделька.

КРЯ - КРЕ - КРИ - КРЮ - ударный слог
Кряква.
Крест, крем, крен, кремль, крепость, кремний, крендель, кречет, секрет, декрет, окрестности.
Криз, крик, криль, кривда, кризис, критика, кринка, икринка, лакрица, мокрица.
Крюк.

КРЕ - КРИ - КРЮ - безударный слог
Крестовина, крещение, крещендо, крестины, крестьянка, креветка, кредит, кретин, крепыш, кремень, крепёж, крепдешин.
Крикет, крикун, кривизна, кривлянье, криминал, кристалл, кринолин.
Крюшон, крючок.

ГРЯ - ГРЕ - ГРИ - ГРЁ - ударный и безударный слог
Грядка.
Грелка, гребень, гречка, грех, гребля, гангрена, нагрев, винегрет, душегрейка.
Грива, гривна, гриб, грипп, гриль, грим, гриф, грифель, гризли, гривенник, тигрица, пилигрим, загривок.
Грёза.
Гречиха, гребец, гребешок, погремушка, агрегат, погреб.
Грибник, грильяж, гримаса, тугрик, негритянка.

ХРЯ - ХРЕ - ХРИ - ХРЮ - ударный и безударный слог
Хрящ, хрен, хрип, хрюшка.
Хребет, хрипота, хризолит.

СРЕ - СРИ - ударный и безударный слог
Срез, средний.
Среда, средневековье, среди.
Посредница.

СТРЕ - СТРИ - ударный и безударный слог
Стремя, стрелка, стрелочник, обострение.
Стриж, стрижка, сестрица.
Стрёкот, сестрёнка.
Кастрюлька.
Стрельба, стрела, стремянка, стремнина, стрептоцид, стрептококк, стремление, стрелок, стрелец, стремглав, ястреб, выстрел, истребитель.
Стриптиз, стрихнин, устрица.
Стряпуха.

СПРИ - ударный и безударный слог
Спринт.
Спринцовка, спряжение.

СКРЕ - СКРИ - СКРЯ - ударный и безударный слог
Скрепка, скрещивание, скрип, скрипка, санскрит, гастрит, манускрипт.
Скряга.
Небоскрёб.
Скребок, воскресение, скрипач.

Вдребезги.
Шрифт.
Штрих, штриховка, штрихкод.
Встряска, встреча.
Экстремизм, экспрессионизм.

Сложные слова
Риторика, репрессия, реприза, референдум, референт, перемирие.
Репатриант, рефери, рефрен, регресс, привереда, примирение, передряга, перегрев, перестрелка, директриса, карьеристка, бессребреница, пренебрежение, предостережение, предупреждение, презрение, приобретение, прегрешение, предприятие, предприниматель, предгорье, предыстория, территория, импресарио, приоритет, секретарь, прерия, периферия, перекрёсток, тригонометрия, придурь, критерий, крем-брюле, крест-накрест.
Пренебрегать, предостерегать, предусмотреть, перерезать, перекричать, перегреть, перемерить, пересмотреть, предрекать, припрятывать, приберегать, приобретать, присмирить, притворить, пригреть, притереть, прикрепить, прикрикнуть, припрятать, пристрелить, прищуриться, притвориться.
Серебрить.
Привередливый, непримиримый, ребристый, прибрежный, присахаренный, серебряный, посеребрённый.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Ребенок должен повторять слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.

Автоматизация звука Р.

1. Закрепление зв. «р» в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, рама, радуга, рана, ракета, роза, рота, ромашка, рот, ручка, руки, рубашка, рукав, ручей, рубанок, рыба, рыбак, рыжик, рысь.

2. ар, ор, ур, ыр, ир, ор, ир, яр, яр, ыр, ир, яр, яр, ир, ар, ор, яр, ыр, ур, эр, ар, ор, ир.

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…

4. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

5. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицк. (морковь)

6. Игра на внимание «Цепочка»

Дар-дар-кар; шар-вар-бар; комар-Макар-товар; хор- бор- сор- мор; горка- корка- норка-порка; Мурка-чурка-шкурка-бурка; ковер-монтер-костер; мир-тир-пир.

7. Игра «Закончи слово» Обратить внимание детей на позицию зв.»р» в словах (в начале слова, в конце слова):

Взрослый ребенок

Ра рак, радуга, рана…

РО роза, рота, рога…

РУ ручка, рука, рулон…

РЫ рысь, рыба, рынок…

АР комар, санитар, Макар…

ОР хор, мор, сор,…

УР шнур, бур, Тимур.

8. Отраженное проговаривание слогов со стечениями согласных:

БРА – БРО – БРУ – БРЫ – БРЭ; ВРА – ВРО – ВРУ – ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР – ГРУ – ГРЫ – ГРЭ; ЗРА – ЗРО – ЗРУ – ЗРЫ – ЗРЭ; ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ – ПРЭ; ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ – ФРЭ; КРА – КРО – КРУ – КРЫ – КРЭ; ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ – ДРЭ; ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ – ТРЭ.

9. Произнесение слов со стечениями согласных отраженно:

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

10. Отгадать загадки, заучить текст загадок.

11. Придумывание стихов, подбор детьми похожих по звучанию слов к слогам, произносимых врослым:

КРЫ – КРУ – КРА - … (идет игра, спать пора, высокая гора, вкусная икра).

БРА – БРО – БРЫ - … (возьму ведро, едем в метро, …).

ТРА - ТРЫ – ТРО - … (пьем ситро, у нас патрон, ….).

12. Проговаривание трудных слов (с двумя буквами «Р»): простор, разгар, разговор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, простор.

13. Отгадать загадку и выучить наизусть:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

14. Отраженное проговаривание и пересказ по цепочке:

Рассказ «Утро»

Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо идти на стройку. В термосе есть чай. Но Федор его утром не пьет. Он достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку и выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

15. Игра «Если бы мы были художниками». Подбор слов со звуком «Р» к темам:

Нарисуем: огород (горох, помидоры, укроп, петрушка, морковка, ….)

Пруд, озеро, рыбы (карп, караси, ерши, верхоплавки, сорожки, …);

Утром Маша проснулась рано, собиралась в детский сад. В саду – завтракала, играла в песке, прыгала со скалкой, кружилась на карусели, собирала в корзину листья, убирала в группе игрушки. Была дежурной, накрывала столы к обеду, кормила рыбок…

16. Проговаривание чистоговорок:

Тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава.

Тара-тара-тара-ра, ушли кони со двора.

Тара-тара-тара-ра, кака из каждого двора выезжают трактора.

Тара-тара-тара-ра, заплясала мошкара.

17. Заучивание и отработка скороговорок:

Прыгают на языке скороговорки, будто караси на сковородке.

Рассказать вам про покупки?

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про крупу, да про подкрупки!

Отраженное проговаривание и пересказ ребенком самостоятельно сказки Л. Н. Толстого «Ворона и рак».

Текст : Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Задумался, как ворону заставить рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: « - Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!». Ворона отвечает: - У – гу!, - а рта не раскрывает. Рак продолжает: - «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие были птицы!» - Угу!, - второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: - Хорошие они все были, а все не такие как ты. Ты лучше их! - А – га! – обрадовалась ворона и раскрыла клюв. Рак упал в озеро.

В названиях, каких овощей есть звук «Р»? (горох, укроп, петрушка, картофель, арбуз).

Фрукты: персик, груша, виноград, гранат, хурма.

Ягоды: красная смородина, черная смородина, крыжовник, черника, брусника, виктория.

Грибы: сыроежки, грузди, рыжики, мухомор, боровик, подберезовик.

Профессии: артист, рабочий, тракторист, шофер, врач, инженер, кондуктор, слесарь, шахтер, металлург, монтер, парикмахер, радист, балерина, повар, конструктор, бухгалтер, дворник.

Транспорт: трамвай, метро, троллейбус, грузовик, автокран…

Ответь одним словом: Кто чирикает? Кто кричит: «Кар, Кар»? Кто играет в театре? За что дают премию? Что хранится в картинной галереи?

Заучивание пословицы :

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Тот герой, кто за Родину горой.

Враг боек, да наш народ стоек.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой сторонушке рад одной воронушке.

Дополнение рассказа:

«Сороконожка» Жила-была (сороконожка). У нее было сорок (ножек). Один раз собралась (сороконожка) в гости. Выглянула в окошко. А на улице (дождик). Стала (сороконожка) надевать калоши. Когда все сорок (ножек) обула, дождь уже кончился. Стала сороконожка снимать галоши, когда все сняла пошел снег. Наступила зима. Стала (сороконожка) обувать валенки. Пока надела (сорок валенок), зима прошла. С тех пор ходит (сороконожка) босиком.

Проговаривание скороговорок. Заучивание наизусть.

Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

Курочка шустра, пестра, уточка с песка плоска.

Дала мама Ромаше сыворотку из под простокваши.

Отгадывание загадок:

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

Игра «Если бы мы были художниками» - нарисуем зоопарк:

Какие животные и птицы в названиях которых есть зв. «р» живут в нашем зоопарке? (зебра, крокодил, кролик, горный баран, тигр, рысь, мартышки..)

Инсценировка диалога в лиц ах:

Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

Козочка, где горох растут?

Не знаю.

А откуда у тебя стручки на рогах?

Кисонька Мурысонька, ты где была?

На мельнице?

Что там делала?

Муку молола?

Из муки что делала?

Печенье пекла.

С кем ела?

Не ешь одна, не ешь одна.

Отраженное проговаривание и пересказ текста:

«Тигр». Изо всех животных самое дерзкое – тигр. Шкура у него рыжая, пестрая. Оттого и не видно его в рыжей густой траве. Лежит он в траве, а как завидит добычу, прыгает и одним ударом сшибает быка с ног. Все тигра боятся. И человеку тигр опасен. Есть тигры, которых зовут людоедами. Охотники рассказывали, что это старые тигры. Им уже не догнать быстрого оленя. Вот они и караулят дикого путника. А на это у них хитрости хватает.

Рассказ «Что вкуснее?»

«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

Я вкуснее всех, потому, что из мяса.

Суп сказал:

Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.

Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.

Пюре сказало:

Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».

Задания к тексту:

Выделить из текста слова со зв. «Р» (продукты, фрукты, творог, пирог, рыба)

Автоматизация звука РЬ.

Отраженное проговаривание слогов: ри, ре, ря, рю, ре, ря.

Игра «Закончи слово»: Ва- ря, зве – ри, Бо-ря, за-ря, ги-ри, гово-ри, отво-ри, мо-реи т.д.

Автоматизация зв.»РЬ» в словах: (отраженное проговаривание): Рита, Рига, рис, рисунок, фонари, пузыри, порядок, наряд, снаряд,

Марина, Ирина, двери, гири, звери, старик, редька. Репа, речка, ряд, ремень, рядом, моряк, моря и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» - повторить цепочку слогов:

Ря-ри-ре; ря-ри-ри; ре-ри-ря; ре-ря-ри; аря-оря-уря; арии-юри-ери.

Дополни стихи за логопедом .

Ходит по лесу хрюкающий маленький (зверек).

Где обедал воробей, в зоопарке у(зверей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).

Все привыкли мы к порядку, утром делаем (зарядку).

Посмотрите на Иринку, ест Иринка (мандаринку).

Введение в обратный слог. Проговаривание:

А-рь, о-рь, у-рь, ы-рь, и-рь, я-рь, е-рь, а-рь-ы-рь, урь-ырь, урь-ярь. Урь-ирь, ерь- ирь, ирь-ярь, ирь-орь.

Проговаривание зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах:

ря-арь, арь-ря, ре-орь, орь-ре, урь-рю, рю-урь, ирь-ри, ирь-ри.

Самостоятельное проговаривание слов со зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах игра «Домино» на зв. «РЬ» .

Отраженное или самостоятельное проговаривание предложений:

Ирина моет дверь.

У дома горит фонарь.

Марина примеряет кофту.

Сибирь – богатый край.

У Бориса модный ремень.

Хорек несет курицу.

Рита моет репу и редис.

Дополнить предложение с помощью картинок или самостоятельно составить предложение с заданным словом.

Боря нарезал огурец на (тарелку).

На заборе сидит (курица).

У реки корявое (бревно).

Ребята во дворе привязали (веревку).

Андрей читает свой (букварь).

Отгадывание загадок, заучивание текстов:

Утка в море, хвост на заборе (поварешка).

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Заучивание считалок:

У Марины мандарины, мандаринов было пять. Мандаринов было пять, ребятишек двадцать пять. Пришла к Марине Олечка- А ты дели по долечкам!

Игра соревнование «Кто больше? Придумать слова со зв. «РЬ» За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку.

Итог.

1. Проговаривание: третий, трибуна, древний, треск, Гришка, дремать, тревога, трюм, Андрей, треска, тряпка, кудри, …

2. Автоматизация а слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки. Марина покупает пряники. Ирина прекрасно рисует. У Бориса новые брюки. Ире поставили компресс. Ребята играют в прятки.

3. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь. На берегу реки крякают утки. Григорий копает грядки. У рыбака на крючке карп. У Марины в тетради кривые буквы. У петуха красивый гребешок.

4. Дополнить стихи: Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки). И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

5. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

6. Развитие фонематического восприятия. Выделить на слух из текста и назвать слова со звуком «РЬ»; отгадать загадку и заучить наизусть:

В деревянном домике маленькие гномики. Уж такие добряки – всем подарят огоньки (спички).

Стук и бряк, бряк и стук, трюки, трюки, трюки, трюк.

7. Пересчитывание предметов: один гриб, два гриба, …, пять грибов (орехов, редисок, матрешек, снегирей, пряников, стрекоз, берез, …).

8. Игра: «Кто больше?» (Имена): Андрей, Марина, Рита, Ирина, Дарья, Борис, Сережа, Валерий, Варвара, Юрий, Кирилл, Григорий, Римма, Лариса, Марья.

9. Игра «Домино» на «РЬ».

10. А) Самостоятельное составление предложений по картинкам: Борис принес грибы в ведерке. Марина покупает пряники. Ребята играют в прятки на берегу реки. Гриша поймал стрекозу. На грядке растет редька и редиска. Сережа примеряет рубашку.

Б) Отгадать загадки, выучить:

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

Кто без бревен через реки моты кладет? (мороз).

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там холодный снег и лед, там сама зима живет (холодильник).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

В) Проговаривание и пересказ рассказа «Товарищ»

У Бори два товарища: Сережа и Гриша. Ребята учатся в третьем классе. Как то Боря не решил пример. Пришел он в школу и говорит товарищам: - Помогите мне, пожалуйста! Гриша говорит Боре: «- Спиши пример у меня, я решил правильно». А Сережа говорит: «- Не списывай, Боря. Я тебе объясню и ты решишь пример сам!».

Заучивание считалок:

Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку бух! Будет знать петух, что впредь, надо под ноги смотреть!

Две сестрички, две кукушки повстречались на опушке. Сели рядом на суку и кричат ку – ку, ку – ку!

Мимо речек, мимо сел, шел и трех овечек вел. Вел из леса трех овечек, один серенький козел.

Скороговорки: Марина грибы мариновала, Марина орехи перебирала. Лень, отвори дверь, а то сгоришь! Хоть сгорю, но не отворю.

Работа над деформированным текстом.

«Мыльные пузыри». Взяли соломинки, и стали пускать пузыри. Сначала решили, налит воду в таз. Борис и Варя захотели пускать мыльные пузыри. Потом положили мыло и перемешали.

Чтение логопедом рассказа по отдельным предложениям. Отраженное проговаривание по предложениям. Восстановление текста (цепочкой) по одному предложению. Пересказ пологостью одним из детей, остальные следят за произношением зв. «РЬ».

Заучивание «дразнилок» И. Демьянова: Наша утка крякала, а Сережка якола: - Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу! Отдохни немножко, яколка Сережка.

Исправить предложения: Коза принесла сено девочке. Мальчик потерял библиотеку и книги. Мяч ударил мальчика и разбил стекло.

Внимательно выслушать, ответить на вопрос: Петю встречал Миша. Кто приехал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Лента уже пояса. Что шире?

Отраженное проговаривание и пересказ рассказа «Приключения Сережи». Было лето. Сережа шел по берегу речки. Неожиданно из-за куста вылетела утка. Сережа подошел к кусту. Оттуда выбежали маленькие утята, они бежали к матери, а она сидела у воды и кричала. Утята еще не умели летать. Сережа смотрел, что будет дальше. Утка спустилась в речку и поплыла. Она все кричала и звала утят. Они вошли в воду и быстро поплыли за матерью.

Рассказ «Гриша». Аналогичная работа. Пришел однажды Гриша из леса и принес ежа. Кошка Варька – цап ежа лапой! А еж спрятал голову и выставил остренькие колючки. Уколола Варька лапку. Обиделась, спряталась в угол. Сидит Варька в углу, лижет лапу, а на ежа и не смотрит. Вспоинить и назвать слова со зв. «РЬ», встретившиеся в рассказах (берег реки, кричала, смотрел, быстренько, за матерью, пришел, принес, Варька, спрятал, остренький, …).