Свиньи

Развитие связной речи дошкольников. Связной речи Связная речь краткая характеристика

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

Воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи, приемы работы:
- работа над составлением рассказа — описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Приведем пример «усложненной» беседы.

Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.

Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

«Белый медведь и бурый медведь»

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал:

Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:

Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!

Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый:

Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.

Белый медведь сказал:

Верно, мы братья. И делить нам нечего.

Лесной медведь сказал:

Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:

А мне нечего делать в твоих лесах.

С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

Полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.

Основные тематические группы:

Домашние животные;
- дикие животные;
- домашние птицы;
- дикие птицы;
- рыбы;
- насекомые;
- деревья;
- цветы;
- грибы;
- ягоды;
- овощи;
- фрукты;
- мебель;
- посуда;
- инструменты;
- одежда;
- обувь;
- головные уборы;
- транспорт;
- игрушки;
- явления природы;
- продукты питания;
- школьные принадлежности;
- электроприборы.

Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.

Можно использовать следующие игровые моменты:

«Месяцы осени»

Осенью природа засыпает

Сентябрь Октябрь Ноябрь

«Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему.
Времена суток.

2. Подбор слов-признаков:

По цвету;
вкусу;
температуре;
форме;
материалу, из которого сделан предмет;
принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.)

Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.)

Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки.

Красное, круглое,
сладкое, садовое.

Оранжевая, хрустящая,
вытянутая, сладкая.

Круглый, полосатый,
зеленый, сладкий.

Игра «Чей хвост?»

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

желтый желтое желтые
кислый
яркое
пушистые
овальный
круглое
смешные

3. Подбор глаголов к существительным.

Наиболее распространенные группы глаголов:

Действия людей;

мальчик рисует

Способы передвижения животных, птиц, насекомых;

летит
прыгает
ползет

Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми;

квакает
мычит

Явления, происходящие в природе.

молния сверкает
дождь идет

4. Подбор наречий к глаголам.

Наречия образа действиям (как? каким образом?);

Медленно речка течет,
Плавно в ней рыбка плывет,
Тихо сидит рыбачок,
Ловко закинув крючок.

Наречия места (где? куда? откуда?)

Вверх поднимаются волны,
с ревом бросаются Вниз,
Справа – лишь мрак один полный,
Слева виднеется мыс.

Наречия времени (когда?)

Когда это бывает?

зимой весной летом осенью

Наречия причины и цели:

назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком.

Таких наречий не много.

5. Сравнительные конструкции.

Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.

В речке вода холодная,
В колодце еще холоднее.
Бывают яблоки кислые,
Лимоны еще кислее.

Чай в стакане горячий,
А в чайнике горячее.
У мамы глаза голубые,
У дочки еще голубее.

Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т.д.

6. Подбор синонимов.

В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.

Например:

Он – друг, товарищ, приятель.
Человек – храбрый, отважный, смелый.
Одному дома – грустно, тоскливо, печально.
На улице – пасмурно, дождливо.
Люди – работают, трудятся.

7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее.

Игра «Скажи наоборот»

добро – зло
толстая – тонкая
день – ночь
левый – правый
радость – горе
дневной – ночной
добрый – злой
ранний – поздний
умный – глупый
белый – черный
близко – далеко
горький – сладкий
низкая – узкая
мягкий – твердый
широкая – узкая
жидкий – густой
глубокий – мелкий
звонкий – глухой
холодный – горячий
тяжелый – легкий
большой – маленький
жадный – щедрый

8. Образование новых слов.

Префиксальное словообразование.

Развитие речи - большая и сложная область. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.

Связная речь - раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных видах - диалоге и монологе. Каждый из этих видов имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь- связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

Здесь тоже важны неречевые средства(жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания(Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из промежуточных форм является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь -- характер монолога.

Но, как подчеркивает Д. Б.Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную -- с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни»

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

· сказки;

· дидактические игры;

· театрализованные игры.

Таким образом, Исследование связной речи позволяет получить целостную оценку речевой способности ребёнка в разных формах речевых высказываний: от элементарных, до наиболее сложных. По данным исследований, дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развёрнутых предложений, затруднение в выборе нужных слов, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

Учит слушать и понимать речь взрослого;

Учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

Учит отвечать на вопросы воспитателя;

Повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

Повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

Подготовка к восприятию текста;

Первичное чтение текста педагогом;

Беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

Составление плана пересказа;

Повторное чтение текста педагогом;

Пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

Научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

Подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

Научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

Научить детей передавать разговор действующих лиц;

Научить последовательно пересказывать текст;

Научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

Из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

Дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

Драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

Рассматривание картины;

Ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

Показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

Познакомить с картиной гостя.

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

Рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

Тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

Использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

Рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ

Развитие связной речи дошкольников

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка - дошкольника происходит в процессе повседневной жизни и на занятиях.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять смысловые связи между частями рассказа.

Очень важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.

В младших группах проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В средней и старшей группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной.

Задача воспитателя - научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов - однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно - следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами, сложными предложениями с сочинением и подчинением.

Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы - в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях.

Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.

Методические приемы для развития речи на 3-м году жизни:

1)не только называние предметов, но и подробные объяснения о назначении предметов, сравнение того, что малыш уже видел и нового;

2)приём поручений;

3)повторение за ребенком слов и в случае неправильного произнесения предложение образца взрослого

4)приём вопросов;

5)приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

Умелое использование этих приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до самостоятельного творческого рассказывания.

План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. В начале повествования они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа.

Указания педагога тоже важный методический приём. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения. Обучение начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Наиболее эффективным методическим приемом является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.

При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Главное в обучении пересказу в средней группе - помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя.(1группа вопросов - вопросы, помогающие осмыслению произведения; 2группа вопросов -вопросы, помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета). Широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога - напоминание слова, фразы. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски и фразы. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Тут её проводит воспитатель.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду используются как предметные картины («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения» и др.)

Выделяют следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине: 1)составление описательного рассказа по предметной картине; 2)составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3)придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4)составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети ещё не умеют самостоятельно излагать свои мысли. Речь носит характер диалога с воспитателем. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводится к следующему: 1)обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2)постепенный переход от занятий, когда дети перечисляют изображенные предметы и объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Характерные особенности занятий по картине с детьми мл. возраста: а)чередование хоровых и индивидуальных ответов; б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; в)использование литературных и художественных вставок.

В средней группе становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе дается образец для копирования. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по аналогичной другой картине. Можно ввести рассказывание по плану. Можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. После этого можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Формирующееся при этом умение составлять рассказ по готовой канве помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем возрасте имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения меняется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств. Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. И при этом велика руководящая роль воспитателя.

В старшей группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии сюжетных картинок, где требуется последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Очень важно научить детей видеть не только то, что нарисовано на картине, но вообразить предыдущие и последующие события. Можно учить оценивать рассказы товарищей по содержанию.

Дети учатся оценивать основное в картине, придумывают ее название, рассказывают про детали, фон, пейзаж.

Рассказывание по игрушке.

В младшей группе происходит рассматривание игрушки, затем описание по вопросам педагога. Затем педагог делает обобщение.

В средней группе дети постепенно подходят к составлению самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом является образец, который дается на каждом занятии. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Далее можно предложить составить сюжетный рассказ по набору игрушек.

В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.

Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Обучение рассказыванию начинают с коллективного рассказа. Важным приемом является направление педагогом внимания на то, чтобы вспомнить какие - то события и передать их в рассказе. Важным является и рассказ образец педагога. В конце года образец педагога в виде начала рассказа

В старшей группе повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. И в старших группах широко распространенным приемом является образец воспитателя и его указания.

В творческих рассказах ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов: 1)придумывание продолжения и завершения рассказа;2)придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; 3)придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем(без плана);4)придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь - это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главное задание взрослых и педагогов - правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь - это умение формулировать и излагать свои мысли.

Виды речи

Выделяют два основных вида связной речи:

  • Монологическая.
  • Диалогическая.

Первая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап - подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы - тик-так, водичка - кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

2-й этап - предшкольный, от года до трех. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода.

3-й этап - дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап - школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит

Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Развитие связной речи дошкольников

После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним - форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым. Присутствует диалогическая взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться монологическая форма речи.

Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь - это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.

Составляющие речи

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Контекстная речь

Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать контекстной. Сначала детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает.

Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Связная речь определяется логичностью мыслей человека.

Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Связная речь - это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Составление описательных рассказов.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, - Детей учат:

  • Слушать и понимать речь взрослого.
  • Общаться с другими детьми.
  • Строить диалог с помощью ответов на вопросы.
  • Повторять слова, фразы за воспитателем.

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом. Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа. Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Картинки - инструмент развития связности

Обучение связной речи происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках, не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста используются поштучные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение.

С 4 лет ребенка учат составлять рассказ по картинке. Это требует такой подготовки:

  • Рассматривание картинки.
  • Ответы на вопросы воспитателя.
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассказ детей.

В процессе рассказа воспитатель подсказывает опорные слова. Он контролирует правильное направление речи. К 5 годам детей учат составлять план и по нему рассказывать. В 6-7 лет ребенок способен акцентировать внимание на заднем плане картинки, описать пейзаж, незначительные, на первый взгляд, детали. Рассказывая по картинке, ребенок, опираясь на изображение, должен поведать, что произошло перед показанными событиями и может произойти после.

Воспитатель своими вопросами намечает сюжетную линию, которая выходит за границы картинки. При рассказе ребенка необходимо следить за правильным грамматическим построением предложения, за достаточным словарным запасом.

Особое внимание надо уделить рассказам по пейзажным картинкам. Поскольку тут требуется умение употреблять слова в переносном смысле, делать сравнения, употреблять синонимы и антонимы.

Рассказ-описание

Большое значение в развитии связной речи дошкольников играет и умение описывать конкретный предмет, ситуацию, время года.

В младшем дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке. Воспитатель задает вопросы и направляет рассказчика. Рассматриваются основные опорные слова, по которым ведется описание: размер игрушки, материал, цвет. Чем старше становится ребенок, тем самостоятельнее он рассказывает. Начинают проводить сравнительное описание предметов и живых объектов, двух разных объектов. Учат детей находить общие характеристики и противоположные. Составляются сюжетные рассказы, с включением в них описываемых предметов.

Также дети в старшем дошкольном возрасте рассказывают истории из личного опыта, описывают происходящие с ними ситуации, содержание просмотренных мультфильмов.

Методика связной речи - мнемотехника

Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных - лес.

Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже - мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно:

  • Изучение таблицы.
  • Кодирование информации, преобразование представленного материала из символов в образы.
  • Пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Уровни связности речи

После применения на практике различных методик в своей работе воспитатели проверяют уровень связной речи у детей. Если у некоторых ее развитие находится на нижнем уровне, к ним применяются другие методики, которые при работе с такими детьми будут более эффективными.

Связная речь дошкольников делится на три уровня:

  • Высокий уровень - ребенок имеет большой словарный запас, грамматически и логически правильно строит предложения. Может пересказать рассказ, описать, сравнить предметы. При этом его речь последовательна, интересна по содержанию.
  • Средний уровень - ребенок строит интересные предложения, имеет высокую грамотность. Сложности возникают при построении рассказа по заданной сюжетной линии, тут он может допускать ошибки, однако при замечаниях взрослых способен самостоятельно их исправить.
  • Низкий уровень - у ребенка возникают трудности при построении рассказа по сюжетным линиям. Речь его непоследовательна и нелогична, допускаются смысловые ошибки из-за трудностей построения связей. Присутствуют

Заключение

Формирование связной речи детей - непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.