Козы

Звание летнаб ссср. Кто такой летчик-наблюдатель? Есть ли издержки

Летнаб - летчик, ведущий наблюдение с воздуха за чем либо (обычно за лесами с целью обнаружения пожара и т.п.)

Каждый летнаб войсковой разведывательной авиации, готовящийся к выполнению боевого задания, обязан учитывать возможность работы с постом воздушной связи и наблюдения.

Для этого он должен:

    1. Знать парольный сигнал самолета и отзыв поста, которые служат средством определения, что самолет (пост) свой. Парольные сигналы и отзывы устанавливаются на каждый день или на определенный промежуток времени: для самолета - ракеты, вымпела на крыльях, эволюции самолета, а для пост# - дымовые шашки, костры, определенные сигналы сигнального полотнища и пр.

    2. Знать район расположения поста, а также номер обслуживаемой части. Обслуживаемый район тщательно изучается по карте, но отметок на карте делать не разрешается.

    3. Предусмотреть, чтобы в самолете были:

а) бланки авиаграмм с копировальной бумагой в планшете;

б) шифрер;

в) вымпела;

г) ракеты парольного цвета и белого;

д) пистолет-ракетница.

  • 4. Вызов самолетом поста, постом самолета и связь между ними

Летнаб получил от командования задание связаться с постом 7-й дивизии и сбросить письменное распоряжение в вымпеле. Пост расположен в районе д. Ямы. Парольный сигнал самолета- красная ракета; отзыв поста - сигнальное полотнище с выложенным сигналом «267»; «ключ» на данный день 25/245.

Летнаб определяет, что на посту должен быть выложен опознавательный сигнал 1-й дивизии (7: 3 = 2 и 1 в остатке, что означает 1-я дивизия); проверяет наличие необходимого в самолете оборудования и его исправность, договаривается с летчиком о взаимной связи, совместно с ним изучает карту и путь следования.

Взлетев и набрав высоту, летнаб дает летчику направление.

В районе расположения поста летнаб соответственно предупреждает летчика и дает красную ракету (парольный сигнал), что означает: «я - самолет красных, где мост?».

Сигналисты поста, заметив парольный сигнал самолета и убедившись, что самолет свой, по приказанию начальника поста развертывают сигнальное полотнище, открывая на нем сигнал «267» (парольный отзыв) и одновременно выкладывая свой опознавательный знак, т. е. 1-я стрелковая дивизия.

Летнаб, заметив развернутое сигнальное полотнище с правильно выложенным отзывом, и опознавательным знаком, подлетев ближе, дает белую ракету, что означает: «да, понял».

Пост убирает опознавательный знак и открывает сигнал «ждите»; самолет, летая над постом, встает в круг для приема авиаграммы. Летнаб записывает в бланк авиаграммы время приема.

Пост начинает передавать сигналы, летнаб записывает их последовательно в каждую клетку бланка, начиная с первого до сигнала «коней».

В тех случаях, когда летнаб при быстрой передаче сигналов не успеет их различить, самолет сигнализирует посту «не понял» (резкий выход самолета из круга), затем опять входит в круг для приема. Пост повторяет два последних сигнала и продолжает передачу.

После сигнала «конец» летнаб, расшифровав адрес, записывает его в строчку «адресат», вкладывает в вымпел пакет, который надо сбросить на пост, а также один экземпляр авиаграммы, и после этого показывает вымпел летчику, что означает: «готов для сбрасывания». Летчик снижается до высоты 200 /и, и во время полета над постом летнаб сбрасывает вымпел, учтя скорость и направление ветра (если самолет заходит по направлению ветра, то вымпел сбрасывается, немного не долетая до поста; при полете против ветра - несколько пролетев пост, чтобы вымпел, отнесенный ветром, упал около поста).

Начальник поста командует «открыть 1368» («ждите»). Летнаб, прочитав сигнал, убежден, что вымпел найден.

Начальник поста, сверяя авиаграмму, обнаруживает, что она принята правильно и командует: «открой 1345» («да, понял»).

Приняв сигнал, летнаб сообщает летчику об окончании работы. Если известно расположение поста адресата, летнаб ведет самолет в район его расположения и, вызвав описанным выше

Если на самолете и у адресата имеются радиостанции, а сбросить вымпел невозможно, летнаб вызывает по радио радиостанцию адресата и передает ей числовое значение авиаграммы.

Когда посту необходимо установить связь с самолетом, сигналисты, убедившись по отличительным знакам и силуэту, что самолет свой, выкладывают по распоряжению начальника поста парольный сигнал; в нашем примере развертывают сигнальное полотнище и открывают сигнал «267».

Самолет, заметив парольный сигнал поста, дает парольный отзыв - красную ракету. На отзыв самолета пост закрывает парольный сигнал, выкладывает опознавательный знак поста, т. е. «1-я дивизия», и открывает одновременно сигнал «1368» («ждите») или другой в зависимости от того, для какой цели вызывается самолет.

Летнаб, прочитав опознавательный знак и сигнал «ждите», становится в круг для приема и дает белую ракету, что означает: опознавательный сигнал прочитан, и летнаб готов принимать авиаграмму.

Если летнабу необходимо знать номер части, с которой он держит связь, он запрашивает пост письменно, сбрасывая одновременно в вымпеле запрос о номере и авиаграмму для проверки. Пост передает на этот запрос сигнальным полотнищем номер части и затем, в зависимости от наличия ошибок, сигнализирует: «да, понял», или «исправьте авиаграмму», или «нет, не понял».

8-11 августа с. г. мной было проверено состояние готовности Карельского укрепленного района и боевой подготовки 7 мотомехкорпуса и 200 авиабригады Ленинградского военного округа.

Карельский укрепленный район. Состояние долговременных сооружений - хорошее. Гарнизонами КАУР"а проделана большая работа по маскировке ДОТ"ов и расчистке участков обстрела. Связь между батальонными и ротными районами работала безотказно. Боевая подготовка гарнизонов - вполне удовлетворительная. Начальствующий состав и бойцы хорошо освоили службу в ДОТ"ах и основательно знают свои районы. Проведенные мной боевые стрельбы - индивидуальные в 15 отд. пул. батальоне и роты в 1 отд. пул. батальоне - дали высокие результаты, что свидетельствует о хорошей подготовленности бойцов и умении командиров управлять огнем. Успех стрельбы в значительной степени обязан прекрасной работе 1 фототеодолитного отряда (командир отряда т. Калашников ), обеспечившего все гарнизоны КАУР"а фото-измерительными данными. Коменданты ДОТ"ов производят впечатление толковых, четких и волевых командиров. Служба ПВО и химподготовка поставлены удовлетворительно. Работа электростанции, обслуживаемой взводом (командир взвода т. Аксенов ) 30 отд. прожекторной роты, найдена в отличном состоянии.

В общем видна большая и успешная работа командиров, начальствующего состава и бойцов над дальнейшим ростом своей боевой готовности.

К недочетам отношу:

недостаточную строевую подготовку и выправку частей КАУР"а;

недоработанную службу наблюдения у бойцов и командиров, что неоднократно замечалось при действиях командиров по управлению огнем и пулеметных расчетов;

неудовлетворительную систему по оповещению по тревоге (15 отд. пул. батальон);

слабую натренированность гарнизонов ДОТ"ов по устранению проникших в ДОТ"ы газов;

необеспеченность ДОТ"ов светом и согревающими средствами, хотя то и другое можно было решить на месте путем выдачи каждому ДОТ"у ламп и танковых подогревателей;

отсутствие в большинстве ДОТ"ов перископов, за неимением обсадных труб.

Помимо устранения указанных недочетов, командующему войсками ЛВО т. Белову обратить внимание на усиление подготовки частей КАУР"а к ночным действиям и более частое привлечение полевых войск и штабов для совместных учений в системе укрепленного района.

7-й мотомехкорпус. Поднятый мной по боевой тревоге корпус показал большую мобильность и организованность, - через 1 час боевой состав корпуса находился уже в районе сбора. Оповещение по тревоге передано было быстро. ПВО и ПХО было организовано хорошо и своевременно. Водительский состав работал четко, - было видно, что машина стала послушной в руках водителя. Командиры и начальствующий состав проявили должную распорядительность, хотя имели место и недопустимые вещи, как-то: стремление некоторых командиров шествовать перед танками, указывая им направление движения. Неудовлетворительно обстоит вопрос с выходом танков из лагерного расположения в район сбора по тревоге и отсутствие маскировки сборных районов. В общем, боевая тревога корпуса прошла хорошо для сегодняшнего дня, но мало удовлетворяет требованиям завтрашнего дня. Близость границы должна обязывать весь личный состав корпуса к максимальной бдительности, мобильности и постоянной боевой готовности.

Состояние парков в 19-й мотомехбригаде произвело хорошее впечатление - заметен значительный сдвиг в лучшую сторону в уходе и сбережении машин. Учет эксплоатации машин поставлен вполне удовлетворительно. Состояние вооружения и боевого оборудования боевых машин говорит о том, что 19-я мотомехбригада много сделала по устранению недочетов, отмеченных моим приказом № 027. Командир корпуса т. Бакши заверил меня, что и в остальных частях корпуса сделано не мало по изжитию недочетов. Верю Вам, т. Бакши , и надеюсь, что Вы избавите меня от издания в будущем приказов, подобных приказу № 027. От 7 мотомехкорпуса, укомплектованного сынами пролетариев города Ленина, страна вправе ждать образцовейшей работы!

200-я авиабригада. Проверенные на выдержку в полетах и решении боевых задач некоторые отряды и эскадрильи бригады показали хорошую слетанность, слаженность и маневренность. В лучшую сторону выделялись своими действиями истребители. Командный и летный состав подготовлен удовлетворительно. Неудовлетворительно отработано во всех эскадрильях управление по радио: комсостав слабо владеет кодом, связисты - многословны, передача - крайне медленна. Работа радиосвязи в бригаде обратно пропорциональна скорости полета самолета, а между тем принципом радиоуправления должно быть - "минимум слов - максимум понимания". Начальник связи жалуется на недостаточность внимания к его работе со стороны командования. Что это так, видно по состоянию организации радиослужбы в авиабригаде.

По аварийности бригада, имея достижения в сравнении с прошлым годом, не может, однако, считать, что у нее благополучно. Аварии имели место в бригаде и в этом году, и, самое главное, источники их - лихачество, недисциплинированность, халатность - окончательно еще не изжиты. Работа над воспитанием людей, над выработкой в них любви и уважения к технике, над повышением требовательности к себе и подчиненным - остается главнейшей задачей перед частями бригады в борьбе за безаварийность.

Командование бригады проделало большую работу по подготовке кадров. Высокий уровень подготовленности летчиков был особенно заметен в полетах истребителей. Но успокаиваться на достигнутом никоим образом нельзя, - надо иметь в виду беспрерывный рост техники. Совершенный самолет требует еще более совершенного летчика. Непрестанное совершенствование летного состава должно быть основой всей боевой подготовки в бригаде.

Крупным недочетом в бригаде, хотя это касается и других авиационных соединений, является не совсем равное положение летнабов с летным составом. Летнаб почему-то считается некоторыми товарищами из летчиков работником второго порядка. Ему уделяют меньше внимания и забот, над совершенствованием его мало работают, сам летнаб считает свою должность транплином к должности летчика и т. д. Подобное отношение к летнабу я считаю нетерпимым в Красном воздушном флоте. Пора всем уяснить исключительно важную роль летнаба в работе авиации. Он должен быть хорошо подготовлен и ему должно уделяться не меньше внимания, чем другим категориям летного состава. Впредь о качестве авиасоединений я буду судить не только по состоянию подготовки летчиков, но и летнабов.

Общий вывод по проверке 200-й авиабригады - бригада подготовлена хорошо. Устранив указанные мной недочеты, бригада сможет быть передовой в рядах воздушного флота РККА.

Народный Комиссар Обороны Союза ССР К. Ворошилов .

Большинство из вас даже не имеет понятие, что значит эта профессия. И в этом нет ничего странного, ведь профессия летчика-наблюдателя (сокращенно — летнаба), одна из самых редких в мире. И так, кто же он? Все по порядку.

Зачем он нужен?

Летчик-наблюдатель – это специалист лесного хозяйства, имеющий начальную штурманскую подготовку для выполнения в составе летного экипажа воздушного судна. Иными словами, летнаб летает на воздушном судне для мониторинга наших лесов. При возникновении лесного пожара организовывает его тушение, определяет необходимые для этого меры, доставляет к месту парашютистов-пожарных или десантников-пожарных и ведет немереное количество бумажной документации, как в полете, так и на авиаотделении.

Как стать летнабом?

Это целая эпопея. После школьной скамьи нужно понять, что судьба лесного хозяйства в твоих руках. Профессия требует, как минимум получить средне-техническое образование лесного специалиста. Это для знаний. Быть психологически устойчивым и пройти врачебно — летную экспертную комиссию (ВЛЭК). Это для подтверждения крепкого здоровья. Далее, нужно устроиться в региональную базу авиационной охраны лесов и проработать там не менее одного пожароопасного сезона десантником-пожарным. Это для опыта. Следующий этап – 9-ти месячные курсы первоначальной подготовки летчика-наблюдателя, которые проводят в Центральной авиабазе страны (и всего бывшего Союза) в городе Пушкино Московской области. После успешного окончания курсов выдается летное свидетельство летчика-наблюдателя, с которым и начинают эту замечательную профессию.

Простая ли эта профессия?

Профессия летнаба обширна. Специалист обязан знать географию своего бескрайнего охраняемого района вплоть до развилки ручейков и лесных троп. Важно знать основы ведения лесного хозяйства, ведь не имея понятия, как растет лес, специфики его использования и природы лесного пожара, летнаб не сможет предугадать развития огненной стихии, а следовательно, не сможет правильно применить тактику тушения. От этого зависит не только целостность лесного фонда, но и человеческая жизнь. Не редко парашютно-десантным командам приходится идти в самый настоящий бой с разгулявшейся стихией, и тут важно продумать наперед каждую мелочь.

Мало того, перед тем, как сесть в воздушное судно, пусть это будет Ан-2 или Ми-8, летнабу необходимо продумать, куда лететь, как лететь, зачем лететь и с кем лететь. Для этого выполняется штурманская подготовка. В ней рассчитываются параметры предварительного маршрута полета в зависимости от погодных явлений, намеченный план действий и загрузка ВС.

Есть ли издержки?

Конечно, эта профессия вызывает романтику. Бескрайние лесные просторы, ленты горных речек, высокие горы иногда отходят на задний план, когда за каждый вылет, тем более связанный с тушением лесного пожара, нужно оформить большое количество документов – бортжурналы, заявки на полет, списки груза, схемы пожаров и т.п. и т.д. И еще. Наша профессия не самая высокооплачиваемая…Все это, правда, мелочи, ведь — это настоящий энтузиаст, любитель живой природы и профессионал своего дела.

Если у вас возникли вопросы — спрашивайте! Пишите свои комментарии и подписывайтесь на новые статьи.

Воздушного судна, следит за исправной работой навигационных приборов . Рассчитывает время полета в зависимости от ветра на эшелоне, необходимое количество топлива на полет, минимальную безопасную высоту полета по отдельным участкам маршрута.

В военной авиации штурман, помимо навигации , может вести фотосъемку, выполнять прицеливание и сброс бомб, наведение и пуск ракет, а в военно-транспортной авиации - десантирование личного состава, военной техники и грузов. Также в военной авиации штурман может иметь более узкую специализацию - штурман-оператор , и в этом случае его обязанности могут быть совершенно не связаны с навигацией. На некоторых типах летательных аппаратов штурмана обучают управлять самолетом, для дублирования лётчика.

История [ | ]

В Российской Империи [ | ]

В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом .

В СССР [ | ]

Должности в профессии бортштурман:

  • штурман воздушного судна;
  • штурман-оператор;
  • штурман-испытатель;
  • штурман-инструктор;
  • старший штурман-инспектор;
  • ведущий штурман-инспектор;
  • главный штурман-инспектор;
  • штурман авиационной эскадрильи;
  • старший штурман учебного авиационного центра;
  • старший штурман авиационного училища;
  • старший штурман авиационного предприятия;
  • флаг-штурман (в ВВС с 1933 года). В Гражданской Авиации с 1973 года согласно «Наставлению по штурманской работе Министерства ГА» (НШС ГА-73 См. Стр.35 «Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки». Электронная версия книги Липин А. В.). До 1975 года и впоследствии упразднено.
  • главный штурман. В Гражданской Авиации с 1975 года согласно «Наставлению по штурманской работе Министерства ГА» (НШС ГА-75 См. Стр.35 «Штурманская служба гражданской авиации от взлета до посадки». Электронная версия книги Липин А. В.).

В Российской Федерации [ | ]

В современной гражданской авиации бортовые штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю нужную информацию «одним нажатием» (в будущем «одним словом»). И тем не менее в ВВС должность бортового штурмана ещё долго будет востребована .

В составах лётных экипажей, осуществляющих лесопатологический мониторинг , обязательно присутствует лётчик-наблюдатель, чья деятельность включает как ориентирование экипажа на местности, так и контроль с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами. Наблюдение осуществляется как визуально, так и с помощью технических средств. В соответствии с положениями