Лук

Конспект коррекционно-развивающего занятия (группа). Тема: «Домашние и дикие животные

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений.

Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период)
по теме:«Дикие животные»
«В гости к лесным друзьям»


Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
2.Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».
3.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные множественного числа в форме родительного падежа (лисят, зайчат, волчат, медвежат, ежат), существительные единственного числа в форме творительного падежа (с медведицей, с ежихой, курочкой, морковкой и т.д.) ,употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить детей использовать в речи антонимы..
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование:
Декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья. Игрушки зверей: обезьяна, лиса, еж, заяц, белка; коврограф с фигурками диких и домашних животных, корзина.
Раздаточный материал: картинки грибов, орехов, моркови, банана.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», речедвигательного упражнения «В лес отправимся гулять…»
Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Угостим животных», «Дикие -домашние», «Слова-неприятели», «Назови ласково».

Ход занятия.

Логопед:
А вы, знаете, к нам в город приехал зоопарк. И мы сегодня ждем гостя (стук).
Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришел.
(берет обезьянку, она шепчет что-то на ухо).
Это обезьянка. Ее зовут Анфиса. Она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите лапку Анфисе и назовите свое имя. (Каждый ребенок здоровается с обезьяной). Обезьянка хочет поиграть с вами в свою любимую игру «Слова - неприятели».Анфиса ищет новых друзей. Теперь вы- её друзья, а ещё те, о ком загадки.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,

А зовут ее…

Дети: Лиса.
Логопед: Как вы догадались?Какая она?
Дети: Она рыжая, у нее пышный хвост.
Логопед: Правильно, лиса (достает из норы лису).
Логопед: Лиса живет в норе.
Логопед: У лисы много кого? Ответы детей: лисят.
Сказочное изображение лисы.
Логопед: Как называют лису в сказках?А ласково?
Дети: Лисичка – сестричка, Лиса – Патрикеевна.
Логопед: Покажите Анфисе, как лисичка ходит (дети около стульчиков изображают лису).
(подходят к логову)
Логопед: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Логопед: Как вы догадались? Какой он?
Дети: Потому что он злой, голодный.
Логопед: У волка детеныш кто? Ответы детей: волчонок
Логопед: У волка много кого? Ответы детей: волчат.
Сказочное изображение волка.
Логопед: Как называют волка в сказках? А ласково?

Дети: Волчок – серый бочок, волчище – серый хвостище.
Логопед: Покажите Анфисе, как ходит волк.
Логопед: Зимой - беленький,
Летом – серенький.
Дети: заяц, потому что он зимой белый, а летом серый.
Логопед: правильно, заяц. Заяц живет под кустом.
Логопед: У зайца детеныш кто? Ответы детей: зайчонок.
Зайчата.
Логопед: У зайца много кого? Ответы детей: зайчат.
Сказочное изображение зайца.
Логопед: Как называют зайца в сказках ласково?
Дети: Зайчишка – трусишка, зайка – побегайка.
Логопед: Как зайка прыгает? (дети изображают зайца).
(подходят к пеньку)
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
Дети: Это еж.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Он колючий, у него есть иголки.
Логопед: Ежик живет под елкой.
Логопед: У ежа есть кто? Ответы детей: ежонок.
Ежиха с ежатами
Логопед: У ежа много кого? Ответы детей: ежат.
Сказочное изображение ежа.
Логопед: Как называют ежа в сказках ласково?
Дети: Ежик, без головы и без ножек.
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это…
Дети: Белка (достает белку).
Логопед: Кто у белки детёныши? А много? Живёт в дупле.
Дети: Она любит орешки.
Логопед: Расскажите Анфисе стихотворение о белке.
(Выполняют пальчиковую гимнастику)
Сидит белка на тележке, Хлопают в ладоши и ударяют
Продает она орешки, кулачок о кулачок попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке, начиная с большого.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, ^ Ритмично хлопают в ладоши и
Кому в зобок, ударяют кулачками.
Кому в лапочку.
У нас тоже есть угощение для зверей. Давайте угостим животных.
(на подносе муляжи моркови, грибов, курицы, орехов)
Логопед: Вы будете угощать животное, и начинать свой ответ словами «я угощу…»
Д. игра «Угостим животных».
1-й ребенок: Я угощу лисичку молоком.
2-й ребенок: Я угощу белку орешками.
3-й ребенок: Я угощу зайчика морковкой.
4-й ребенок: Я угощу ежика грибами.
5-й ребенок: Я угощу волка молоком.
Логопед: Вспомним всех, кого угостили. Как их назвать одним словом?(дикие животные)

(обращается к обезьянке)
Анфиса, теперь ты знаешь, кто живет в лесу.

Логопед:
Пришли в лес! Заблудились!

Заблудились мы в лесу (печально).
Закричали все: «Ау!» (громко).
Никто не откликается (пожимаем плечами).
Лишь эхо отзывается: «Ау» (тихо).
(Анфиса шепчет на ухо логопеду)
Логопед: Вот и поляна. Посмотрите, ребята, сколько здесь животных. Давайте назовем их.

Все ли животные дикие? Некоторые животные заблудились.

Кто это? (дети перечисляют) Как назвать одним словом этих животных? (домашние)

Помогите домашним животным вернуться домой в деревню, а диким животным – в лес (дети прикрепляют фигурки животных на доску).
Дидактическая игра «Дикие-домашние»
Какие животные живут в лесу?
Кто в деревне живет? (дети называют животных).
Дети: Дикие: лиса, волк, заяц, медведь, еж, белка.

Домашние: собака, кошка, корова, свинья, лошадь.
Логопед: Ребята, Анфиса вас благодарит за путешествие. Она очень рада, что у неё теперь очень много друзей: и в д/с, и в лесу, и в деревне.

Конспект коррекционно-развивающего занятия (группа).

Тема: «Домашние и дикие животные»

Задачи:

  • Расширение и активизация предметного словаря;
  • обогащение пассивного словаря детей;
  • развитие зрительного внимания, памяти;
  • развитие логического мышления;
  • развитие мелкой моторики.

Оборудование:

  • Игрушки (дедушка, дом, сарай, лес, корова, коза, лошадь, кошка, собака, заяц, медведь, волк, белка, еж);
  • картинки по теме (заяц, волк, медведь, белка, еж).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был дедушка (игрушка).

Вот в каком доме он жил (деревенский дом).

Вокруг дома был забор. Артикуляционное упражнение «Заборчик» (зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке).

В доме «окошки». Артикуляционное упражнение «окошко» (рот широко открыт).

Чередование упражнений «заборчик» — «окошко».

Тихо в доме, только часы тикают. Артикуляционное упражнение «часики» (приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться им в разные уголки рта, изображая маятник часов).

Да ветер в трубе гудит. Дети изображают как гудит ветер: «У-у-у» (тихо и громко).

Скучно дедушке одному, нет у него друзей. Сидит дедушка и поет песенки: Да – до – ду(слова сопровождаем движением рук: да – руки вытягиваем вверх, хлопаем в ладоши, до – руки вытягиваем вперед, хлопаем в ладоши, ду – хлопаем перед собой).

Вдруг в дверь постучали….

3. Логопед выставляет игрушки домашних животных:

Му-у! Молока кому? (корова пришла)

Иду–иду бородой трясу, травку прошу: Ме-е (коза пришла).

Цок-цок-цок, к вам спешу, телегу везу (лошадь пришла).

Громко лает, чужих в дом не пускает (собака пришла).

Мягкие лапки, в лапках цап-царапки (кошка пришла).

4.Человек кормит этих животных, ухаживает за ними. А они приносят ему пользу.

Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей).

Какую собака? (сторожит дом).

По опорной схеме рассказать, сперва все вместе, затем рассказывает кто-то один.

5. Пальчиковая гимнастика «Козочка»:

Шел старик дорогою,
Нашел козу безрогую,
Давай, коза, попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

6. Дидактическая игра «Кто спрятался в сарае?»

Логопед прячет животных. Дети угадывают по звукоподражаниям, которые произносит логопед. Кто там спрятался? По мере отгадывания логопед достает фигурки животных.

7. Это были домашние животные, а кто знает, где живет лиса и волк? (в лесу)

Кто еще живет в лесу? (выставляются картинки с изображением лисы, зайца, волка, медведя, белки).

Дети знакомятся с обобщающим понятием «дикие животные»(лесные звери).

8. Упражнение на формирование выдоха «Зайка».

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть (руки сложить вместе и дуем на руки теплой струей воздуха х-х-х).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок (дуем холодной струей воздуха).

9. Игра с имитацией движений.

Весело скачет зайчик,
Топает косолапый мишка,
Ищет зайчика зубастый волк,
Ежик идет не торопиться фыркает,
Белка прыгает с ветки на веточку.

10. Логопед дает каждому из детей фигурку животного, которую ребенок должен отнести в домик к дедушке или в лес.

11. Итог занятия.

Тишкова Евгения Андреевна,
учитель-логопед,
КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья», г. Урай

Цель : Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных.
Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Развивать связную речь, детей, помочь детям отвечать на вопросы полным ответом, строить простые и сложные предложения, проговаривая правильно звуки родного языка.
Активизировать внимание и память, развивать умственные способности.
Воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям (диких и домашних животных).
Ход занятия :
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о разных животных.
Давным – давно, когда еще не было городов и машин, люди жили не в домах, а в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников – диких животных, но были животные, которые боялись человека. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Каких домашних животных вы знаете?
А диких?
Дидактическая игра «Кто живет в лесу, а кто рядом с человеком»
Итак, из-за вмешательства Человека, часть животных стала домашними, а часть остались дикими.
Жилье любого животного носит свое название: живет
собака в …
волк в …
корова в… (хлеву, коровнике)
белка в …
лиса и еж в …
медведь в …
свинья в …
заяц …
кошка …
У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры:
Например, домашнее животное дикое животное
Собака – волк
Кролик – заяц
Лошадь – олень, лось
Кошка – рысь
Свинья – кабан
Дидактическая игра «Кто лишний» (добавляется к диким животным – белый медведь).
Чем отличаются дикие и домашние животные?
Зачем человек содержит домашних животных? Какую пользу они приносят?
У каждого есть свои детеныши:
у кошки –
у собаки –
у кролика –
у коровы –
у лошади –
у свиньи –
у волка –
у лисы –
у зайчики –
у бельчихи –
у медведицы –
у рыси –
Дидактическая игра «Найди свою маму»
Давайте вспомним как выглядят животные
Заяц бывает какого цвета?
Кто бывает рыжим?
Бурым?
У лисы хвост какой?
У кого еще пушистый хвост?
Заяц пушистый, а еж?
У зайца хвост короткий, а уши?
Какие лапы у зайца?
У кого еще передние лапы короткие, а задние длинные?
Значит они не умеют …, а только…
Кто больше – медведь или волк?
Заяц или лиса?
Что есть у лошади, но нет у коровы?
Что есть у коровы, но нет у лошади?
Скажите, а мышей, которые живут в доме, можно считать домашними животными? Почему?
У всех животных есть основные части: голова, туловище, лапы, хвост.
Для защиты себя, своих детенышей, для того, чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть … (рога, копыта, острые зубы, когти)
А также для животных очень важно, чем покрыто их тело. Почему?
Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой?
Представьте себе, если бы лошадь, корова, свинья, захотели бы жить в лесу, быть свободными? Что бы с ними произошло?
А почему даже ежик не хочет быть домашним и жить в хлеву?
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Ф.М. У нас славная осанка:
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята
И как мишка косолапый
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Все звери разбежались и попрятались.
Попробуйте их найти. Игра «Кто спрятался? «где и сколько?»
Чей хвост виден? (лисий, беличий и т.д.) чья пасть? И т.д.
А сейчас поиграем в загадки. Надо рассказать про своего зверя так, чтобы можно было его узнать по описанию.
Рассказы детей (2-3) с опорой на схемы.
Анализ занятия.




    Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, здоровье.
    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
    Цели: знакомить с названиями животных, местом их обитания, развивать мышление, учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.
    Материал и оборудование: мяч, интерактивная доска, музыка «Медведь и заяц» для физ.минутки, картинки с изображением животных леса, пищи, которую употребляют животные, игрушка ёжик, листы бумаги А4, цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, салфетки.


    Цель: закрепить и систематизировать представление о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.
    Задачи:
    1. Развивать связную речь, умение говорить правильно, развернутыми предложениями, отвечая на вопросы воспитателя.
    2. Учить детей соотносить описания природы в стихах и загадках с определенным временем года или явлением природы. Развивать логическое мышление, слуховое внимание.
    3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
    4. Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить анализировать и определять признаки разных времен года по картинкам.
    Материал: мишка, зайчик (игрушки), картинки о зиме и картинки других времен года.


    Программное содержание: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать знания об образовании числа 5; учить сравнивать множества; учить находить в ряду лишний по смысловым характеристикам предмет; закреплять счет до пяти; знакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; развивать мышление и воображение.


    Программное содержание: закреплять знания о диких животных; учить считать до шести; закреплять знание геометрических фигур; показать образование числа 6; учить измерять расстояние от предмета до предмета с помощью условной мерки; повторять цифры от 1 до 5, учить соотносить количество предметов с цифрой; развивать воображение, умение расслаблять мышцы тела.


    Цели: Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей слова: животные, волчье логово. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать движения животных – героев стихотворения. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами и дорисовывания недостающих деталей изображения. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.


    Викторина "Животные и их детёныши".
    Конспект занятия по познаю мир в старшей группе.
    Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах, Закрепить знания детей об их жизни. Воспитывать желание как можно больше узнать о жизни диких животных. Развивать логическое мышление.
    Материал: картины с изображением диких и домашних животных и птиц, их детёнышей, картинки к игре «Кто, где живет?» (с изображением облака, водоёма, леса и сарая), фишки, призы, эмблемы и микрофон.

Елена Багдасарова
«Дикие и домашние животные». Конспект логопедического занятия в старшей группе

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе

Описание работы : План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей логопедической группе по лексической теме «Дикие и домашние животные » . Занятие может быть использовано педагогами, учителями - логопедами дошкольных образовательных учреждений.

Интеграция образовательных областей :

Познание :

Формировать знания о животных и о том , где они живут;

Развивать зрительное и слуховое внимание, речевой слух;

Коммуникация :

Формировать активный словарь детей существительными, глаголами, прилагательными;

Формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными в женском и среднем роде

Музыка :

Развивать чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другое;

Формировать правильную артикуляцию во время пения;

Развивать музыкальный слух;

Физическая культура :

Развивать все виды моторики : общую, мелкую, артикуляционную;

Формировать умение детей координировать речь с движением;

Здоровье :

Развивать речевое дыхание

Лексическая тема : «Дикие животные наших лесов »

Программное содержание :

1. Закрепление представлений о диких животных , их внешнем виде, повадках. Уточнение,расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные » .

2. Дифференциация классификаций «Домашние животные » и «Дикие животные » .

3. Совершенствование грамматического строя речи. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

5. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи. Узнавание и различение неречевых звуков.

6. Совершенствование понимания и употребления простых и сложных предлогов .

7. Развитие навыка ориентировки на плоскости.

8. Развитие связной речи, речевого дыхания.

9. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

10. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности, ответственности.

Оборудование :

1. Интерактивная доска, ноутбук.

2. Анимация или видео (5 шт.) с пчелкой либо презентация в формате ppt.

3. Предметные картинки (силуэты) с изображением домашних и диких животных .

5. Массажные мячики по числу детей.

6. Аудиозапись звуков леса.

7. Магнитная доска, маркеры.

Методические приемы :

1. Словесные приемы : речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания,

оценка детской речи, вопрос.

2. Наглядные приемы : показ наглядного материала, показ положения органов артикуляции.

3. Игровые приемы : дидактические упражнения и игры.

4. Практические приемы : планирование выполнения задания, постановка задания,

оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов,

определение причин недостатков.

Ход занятия.

Введение в игровую ситуацию.

Здравствуйте! Меня зовут Елена Николаевна. Я очень рада вас видеть! Давайте с вами встанем в круг, поприветствуем друг друга, возьмемся за руки и подарим друг другу тепло наших сердец, улыбку и хорошее настроение (называем имя и протягиваем руку вперед, накладываем ладошки друг на друга). А сейчас предлагаю поздороваться с природой (звучит инструментальная музыка) .

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

здравствуй вольный ветерок.

Здравствуй маленький дубок.

Здравствуй быстрая река,

Здравствуй радуга – дуга,

Здравствуй ты,

Здравствуй я

Здравствуйте мои друзья (имитация движений)

Вы ничего не замечаете? Давайте прислушаемся!

Посмотрите, что это за следы? Куда же они ведут? Чтобы узнать нужно идти по дорожке и наматывать ниточку на клубочек.

Что это? (части изображения) и письмо. Читаем письмо : «Если хотите расколдовать своего друга, тогда пройдите испытания, смотрите на экран».

Ребята,вы помните,недавно был сильный ветер, все животные испугались , разбежались и заблудились, помогите им попасть домой в лес.

Логопед . Друзья, давайте внимательно посмотрим, все ли животные живут в деревенском дворе?

Оставьте на мольберте только тех животных , которые живут в лесу. Как можно про них сказать?

Дети. Дикие животные .

Дети убирают лишние картинки. Делают вывод о том, что животные перепутались .

Логопед . А чем отличаются дикие животные от домашних животных ?

Дети (предполагаемый ответ) . Человек не ухаживает за дикими животными , они сами добывают себе пищу.

Логопед . Отгадайте про какое животное я говорю .

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живт, в деревне кур крадт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живт, орешки грызт. (Белка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

Логопед . Заблудились дикие животные , поэтому какое настроение у них было?

Дети. Грустное, печальное, плаксивое.

Логопед . Как можно им еще помочь?

Звучат разные предположения детей. Логопед подводит их к тому , что можно поиграть в игру

«Назови ласково» .

Игра «Назови ласково» . Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Логопед предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч.

Логопед . Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть зверя, а вы будете ловить мяч и возвращать

его мне. Бросая мяч, вы должны назвать зверя ласково. Например : Ёж – жик.

Логопед : Лиса

1-й ребенок. Лисичка, лисонька.

Аналогично проводится игра с каждым из детей.

Логопед . Молодцы! Посмотрите на наших друзей, что произошло? Они стали веселыми,радостными. Давайте поиграем с ними в прятки.

Дети закрывают глаза. Меняется положение картинок.

Игра «Что изменилось?»

Логопед убирает одного из животных ;

Логопед меняет местами изображения;

Логопед добавляет изображение животного .

Вижу, справились и с этим заданием, молодцы. Дети, давайте отвезем друзей пчелки в лес, ведь самим им не найти дорогу?

Дети берут себе по одной плоскостной картинке с изображениями диких животных и прикрепляют ее себе на грудь

Оживает пчелка на ИД.

Пчелка. (Видео 3) - Ребята, какие вы молодцы, смогли разобраться, что же случилось с нашими лесными жителями, теперь и у них хорошее настроение. Вы правильно догадались о том, что их нужно отвезти домой в лес.

Логопед подводит детей к доске, на которой нарисован лес. Звучат звуки леса.

Логопед . Вот и лес волшебный, послушайте как здесь хорошо. Что вы слышите, какие звуки (Аудиозапись звуков леса.)

Дети. Птички поют. Ветер шумит. Дождик капает. Дятел стучит.

Логопед . Давайте наших животных поместим в лес . Но, как же нам это сделать?

Дети пробуют картинки поместить на доске, но они не держатся, падают. Логопед провоцирует их на решение задачи, выслушиваются все детские предположения. Если не предложено нужное, то логопед подталкивает к мысли о рисовании животных на доске .

Логопед . Да, вы правы, можно их нарисовать, а чтобы было легко, каждый из вас использует фигурки как трафареты. Где ты нарисуешь ежа, Вика?

1-й ребенок. Я нарисую ежа под деревом?

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение ежа.

Логопед . Какой еж получился у Вики?

Дети. Колючий, маленький.

Логопед . Где ты нарисуешь белку, Кирилл?

2-й ребенок. Я нарисую белку на елке.

Ребенок прикладывает к доске и обводит изображение белки, раскрашивает ей хвост, рисует глаза

и кисточки на ушах.

Логопед . Какую нам белку нарисовал Кирилл?

Дети. Пушистую, маленькую, проворную.

Логопед . Теперь Даша нарисует зайца между елок.

Логопед . Какого зайца нарисовала Даша?

Дети. Белого , косого, смешного.

Логопед . Теперь Данил нарисует нам волка около березы.

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение волка.

Логопед . Где стоит волк?

Дети. Волк стоит около березы.

Логопед . Какой волк получился у Данила?

Дети. Серый, страшный, зубастый.

Логопед . А теперь, Семен нарисует лису за кустами.

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение лисы.

Логопед . Где прячется лиса?

Дети. Лиса прячется за кустами.

Логопед . Какая она?

Дети. Рыжая, хитрая, ловкая.

Логопед . У вас получилась красивая картина.

На ИД появляется ж.

Ёж. (Видео 4) - Ой, дети, поиграйте со мной. Возьмите моих ежат в ладошки и поиграйте с ними,

они будут так рады.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает взять по одному массажному мячу, сделать пальчиковую гимнастику.

Колючий еж

Гладь мои ладошки, еж! (Катаем мячик между ладошками, гладим его,

Ты колючий, ну и что ж? дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".

Я хочу тебя погладить! Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"

Я хочу с тобой поладить! на "ножки", делать массаж тела).

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Пчелка. (Видео 5) - Ребята, какие вы добрые, отзывчивые, вежливые. Всем помогаете, со всеми дружите. Наши лесные друзья передали вам лукошко грибочков. Угощайтесь. Ну, а я буду радовать вас своей теплотой и щедростью.

Логопед угощает детей печеньем. И предлагает отправиться в группу .

Список литературы :

1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе

детского сада для детей с ОН Р. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

2. Хочу вс знать : Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями : Пособие для логопеда : В 2 ч. - М.: Туманит, изд. центр

ВЛАДОС, 2003. - Ч. II: Мир человека. - 164 с : ил. - (Коррекционная педагогика) .

3. Научите меня говорить правильно : Пособие по логопедии . Крупенчук О.

4. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет : Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О. И.

5. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям . Агранович З. Е.

6. Практикум по детской логопедии . Селиверстов В. И.

Цели.

Коррекционно-образовательные

  1. Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
  2. Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  3. Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  2. Развивать навыки словоизменения.
  3. Развивать мышление.

Коррекционно-воспитательные

  1. Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Магнитофон.
  4. Картинки с изображением пищи животных.
  5. Разрезные картинки.
  6. Пиктограмма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

3. Релаксация.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

Пальчиковая гимнастика.

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.

13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.