Индюки

Боспорское сокровище, золотые кони хана батыя и другие клады россии, которые до сих пор не могут найти. Где искать знаменитых золотых коней хана батыя Сокровища Золотой Орды

Два скакуна из чистого золота, весом по 15 тонн каждый, находятся в списке самых разыскиваемых кладов России

Упоминания о гигантских конских статуях, целиком выполненных из драгоценного металла и украшавших въезд в столицу Золотой Орды, встречаются во многих летописях. А вот куда они делись, не знает никто. Несколько веков ученые и кладоискатели пытаются разгадать, где же искать знаменитых золотых арабских скакунов хана Батыя.

В память о своем любимце

Хан Золотой Орды, Батый , он же Бату-хан , покоритель многих городов и народов, в 1240-х годах решил увековечить собственные достижения. Он, с помощью лучших мастеров, построил столицу своей империи и назвал ее Сарай-Бату. В городе разбили сады и устроили фонтаны. А когда умер любимый арабский скакун Батыя, тот повелел отлить его изваяние из чистого золота.

Изготовить первую статую поручили колокольных дел мастеру, захваченному при нападении на Киев в 1240 году. По легенде, на фигуру лошади в натуральную величину ушло около 15 тонн золота – вся дань, собранная Ордой за год. Когда одна статуя уже красовалась у ворот столицы, хан решил поставить вторую, для симметрии.

Степь да степь кругом


Первое упоминание о золотых конях в литературе появляется в 1254 году, в книге француза Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны». Он пишет, что статуи ослепляли сиянием всех подъезжающих к городу. Глаза коней были сделаны из рубинов. Впервые увидев их издалека, посол поначалу даже решил, что в городе начался пожар.

После смерти Батыя кони продолжали украшать въезд в город, пока место правителя не занял брат Батыя. Берке-хан построил новую столицу – тоже Сарай, который ещё называли Сарай- Берке. Статуи перевезли туда. И тут разные источники расходятся во мнении, что было дальше.

По первой версии, одного из коней положили в могилу вместе с ханом Берке, под стеной построенного им города. По второй – конь покоится вместе с Мамаем , точное место погребения которого не установлено. Но есть несколько вариантов расположения потенциально «мамаевых» курганов. Их география обширна: от степей между Волгой и Доном до Крыма.


Судьба второго коня еще более загадочна. Легенда гласит, что после многочисленных военных поражений и ослабления Золотой Орды, в её пределы стали совершать вылазки небольшие казачьи отряды. Именно казаки, якобы добравшись до Сарай-Берке, похитили оставшуюся статую. Но из-за её тяжести не смогли быстро передвигаться, и их настигла ордынская погоня. Все казаки погибли, но коня при них не было. Как предполагают кладоискатели, скорее всего, золотой скакун был спрятан где-то в степи.

В любом случае, в конце XIV века Сарай-Берке был разрушен Тамерланом . И след золотых изваяний пропал окончательно. Вполне возможно, их могли забрать в качестве трофея войска знаменитого полководца.

Под землей или под водой?

Хотя и сам факт существования золотых коней является достаточно спорным, современные кладоискатели, вооружившись технологическими новинками, не оставляют попыток найти сокровища Батыя.

Большинство исследователей вопроса полагает, что могилу одного из ханов, в которой лежит золотой конь, нужно искать на берегу реки Ахтубы, по течению ниже города Ленинска, Волгоградской области. Там расположено множество курганов.

Вторую статую найти ещё сложнее, возможно, она была затоплена казаками в одной из степных рек. Но есть версия, что скакуна Батыя спрятали под землёй, ведь вода могла давно размыть дно, и огромное золотое изваяние привлекло бы внимание блеском. Вероятно, вторая фигура могла быть спрятана в подземельях Танаиса – античного города в устье реки Дон, располагавшегося в нескольких десятках километров от современного Ростова-на-Дону, неподалеку от хутора Недвиговка.

Во второй половине XIX века газеты даже сообщали о сенсационной находке «золота Батыя» на территории нынешней Ростовской области, в районе Недвиговки. Рабочие, занятые на строительстве железной дороги Ростов – Таганрог, нашли подземный ход античного города, а в нём золотые монеты. К сожалению, тогда коней Бату-хана найти не удалось. А в войну немцы боялись, что подземными ходами смогут воспользоваться партизаны, и взорвали их. Сейчас территория Танаиса является музеем-заповедником и, вполне возможно, уже скоро археологи смогут отыскать там новые клады.

Золотые кони хана Батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно.

История коней примерно такова: после того как хан Батый (1209 — 1255) разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай (Старый Сарай или Сарай-Бату).

Это был прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами.

Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе — были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми.

Фигурки золотых коней. Иллюстративное фото

Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в Новый Сарай (Сарай-Берке) (вблизи нынешнего села Царев Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х годов.

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, но точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы.

В 6-м томе капитального историко-географического труда «Россия» упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько «мамаевских курганов», в одном из которых спит «живой Мамай».

Во всех многочисленных вариантах этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжья) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Развалины Сарай-Берке

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска, казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды.

Один такой отряд, пользуясь паникой в стане врага, прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов.

Сейчас трудно утверждать — были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно — выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству.

Тем не менее казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное, казаки развернулись и приняли неравный бой.

Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но, несмотря на понесенные потери, ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо ни один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть — на это тоже требуется время. Значит — утопили?

Разумеется, коней искали. Поисками золотых статуй в XIX веке занимались в основном искатели-одиночки. В 1950-х годах писатель-фантаст Иван Ефремов писал в «Туманности Андромеды», что некого золотого коня обязательно найдут в будущем (правда, по Ефремову его почему-то найдут на дне Индийского океана в XXX веке).

В 1990-х годах Сергей Алексеев в своем романе «Сокровища «Валькирии» написал, что еще в 1960-е годы эти золотые кони были найдены «спец-группой КГБ». Однако написанное не было подкреплено хоть какими-то достоверными сведениями и во многом вызывает законные сомнения).

В конце 1990-х годов поползли слухи о том, что одного золотого коня нашли при раскопках вблизи некоего поселка Р., но дальше этой информации дело так и не пошло.

По материалам "Энциклопедия загадочных мест России" В. Черноброва

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

«Когда я приезжаю в «Пермь-36», у меня есть ощущение памяти, которую необходимо хранить… Как только последний из нас забудет, как все было на самом деле, так все тут же начнётся снова. Поэтому помнить необходимо», - сказал Андрей Макаревич на Международном гражданском форуме «Пилорама», в шестой раз прошедшем йа территории музея-лагеря «Пермь-36» - единственного в России мемориального комплекса истории политических репрессий.

Могущество человека сегодня очевидно. Нажатием всего нескольких кнопок он способен уничтожить всю жизнь на Земле. Однако это могущество и ограничено. Пока мы не можем предотвратить ни засуху, ни катастрофическое наводнение, ни извержение вулкана, землетрясение, цунами… Последствия же их всегда одни и те же: помимо гибели множества людей, большие участки земли становятся непригодными для дальнейшего проживания, а это влечёт за собой миграцию народов. И очень возможно, что они придут в другую страну не с рукой, протянутой за помощью, а с оружием!

Тосканская маркграфиня Матильда родилась в XI веке, а умерла уже в XII. По тем временам она была личностью уникальной: властная и жёсткая, она не просто участвовала в политических интригах, но и вела полноценные военные действия. В историю она вошла как ярая сторонница папы римского Григория VII.

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

23 марта 1989 года капитан Джозеф Хейзелвуд зашёл в бар в портовом городе Вальдес на Аляске. Было 16 часов, и у него выдалось несколько часов свободного времени, пока на нефтяном терминале перекачивали в танкер 200 миллионов литров сырой нефти. Хейзелвуд играл в дартс со своими помощниками и пил водку. Тёплая компания весь вечер отдыхала в баре.

Свастика (санскр.) - крест с загнутыми под прямым углом (реже - дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещённых молний, молота Тора и тому подобного. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, стала символом варварства и насилия. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2000

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Это был Томмазо Кампанелла. Как и Бруно, его считали не только философом, но также астрологом и магом.

Эти статуи из драгоценного металла, украшавшие столицу Золотой Орды, не найдены до сих пор

Ну уж точно не в Мамаевом кургане спрятаны легендарные золотые кони, некогда украшавшие главные ворота столицы Золотой Орды. К слову, Мамаев курган к потерпевшему неудачу на Куликовом поле военачальнику никакого отношения не имеет. Как в один голос говорят филологи и историки, русские просто стали называть эту возвышенность так же, как давно звали волжские татары. «Мамай» означает всего лишь «бугор». Так что в переводе на русский фамилия Мамая была бы Бугров или просто Бугор. Если верить народному преданию, описанному в книге известного волгоградского историка Бориса Лащилина «На родных просторах. Записки краеведа», Мамай похоронен в каком-то из курганов на берегу Ахтубы. И одного отлитого из золота коня якобы положили к нему в могилу.

Чтоб от зависти подавились костями

Согласно свидетельствам иноземных послов при ханской ставке, основатель Золотой Орды и разоритель русских земель Батый был очень честолюбив. Выставленной напоказ роскошью он хотел поразить иноземцев. Ел этот внук Чингисхана только из золотой посуды. А отороченную собольим мехом шапку Батыя венчал огромный изумруд размером с куриное яйцо, некогда служивший глазом божества в индийском храме. Бату-хан мечтал сделать основанный им город Сарай-Бату величайшей из столиц в мире, чтоб «от зависти подавились костями» и германский, и китайский императоры. Поэтому согнал в новорождённый город искусных мастеров и ремесленников со всех завоёванных земель. Чего только не было в столице Золотой Орды: сады, фонтаны, водопровод… Но великий хан хотел, чтобы каждый путник, въезжавший в столицу, понял: он попал к самому великому и богатому владыке мира.

И когда умер его любимый белый арабский скакун, Батый повелел увековечить его в золоте. К слову, этого белого коня, подражая знаменитому деду Чингисхану, Батый возил с собой во все военные походы, но сам на нём не ездил. Считалось, что на красавце-скакуне, так не похожем на низкорослых монгольских лошадок, несётся незримо сам бог войны Сульдэ.

Отливал коня колокольных дел мастер, захваченный в плен в Киеве. История не сохранила его имени. В летописях упоминается только, что на изготовление коня пошло 15 тонн золота – вся собранная за год с русских земель дань. Потом Батый решил, что две одинаковые конные статуи по бокам ворот будут смотреться лучше. Мастер изготовил второго золотого скакуна, точную копию первого. Золотых лошадей с рубиновыми глазами поставили у главных ворот Сарай-Бату, после чего русского мастера убили, чтобы не смог повторить свой шедевр.

Золотые кони поражали воображение каждого, кто их видел. Вот что написал об этом в своём отчёте посол французского короля Людовика Святого Виллем Рубрук: «Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо и насколько богат хан? Такими вопросами задался я в тот миг».

Генуэзцы – спонсоры Мамая

После того как Батый умер и власть перешла к его брату Берке, тот перенёс коней, символ богатства и могущества Золотой Орды, в свой город Сарай-Берке на берегу Ахтубы. Более сотни лет украшали золотые скакуны главные ворота двух сильнейших золотоордынских городов. Но когда правителем великой монгольской империи стал человек не ханского происхождения, военачальник Мамай, кони загадочным образом исчезли.

Мамай был властолюбивым выскочкой. Он стал владыкой Орды после смерти хана Бердибека, на дочери которого был женат. Сыновей у Бердибека не было, а двенадцать своих братьев хан извёл с помощью не отягощённого совестью зятя Мамая. Восстания ханской знати после воцарения Мамая следовали одно за другим. Трижды его изгоняли из Сарай-Берке. Непопулярному хану приходилось скитаться по западной части Золотой Орды, в Нижнем Поволжье, в устье Дона и Днепра, в Крыму.

Ольга Поплавская

Художник — Виктор Моторин

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе
капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами
глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на
глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный
бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные
сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...

Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...