Кролики

Зачем я пошла учится на mba. Кому не нужен MBA? И правда ли, что российский MBA дискредитирован? О чем писать в эссе

Вероятно вы слышали много хорошего об MBA (Master of business administration) - о престиже, пользе, эффективности и прочих преимуществах. Я постараюсь не описывать абстрактную пользу, а на основе интервью с шестью выпускниками программ опишу, что дает образование MBA и расскажу что это дало закончившим обучение.

Практические навыки и инструменты

Первое, что дает MBA - это конечно знания, навыки и инструменты, которые можно применять в работе.

Высшее руководство поставило задачу повысить один ключевой показатель. Многочасовое собрание начальников и специалистов и мозговые штурмы не дали особых результатов. Тут мне пришла идея использовать для поиска решений диаграмму Исикавы, которую как раз на обучении проходили. В итоге мы нашли несколько стратегий, которые позже дали хорошие результаты. Это вдохновило меня использовать знания программы MBA.

Павел, руководитель проектов по реконструкции исторических зданий:

Изучал материал, выполнял задания и находил идеи для развития бизнеса. Все пробовал на своих проектах и часто получал положительные результаты. В итоге ряд таких успехов привел к карьерному повышению до руководителя направления. Но отчасти здесь помог и диплом MBA, он добавил немного статуса.

Михаил, владелец ИТ-компании:

Достаточно долго я руководил отделом в ИТ-компании. На MBA пошел повышать свою квалификацию, и в процессе учебы решил открыть собственное дело. Сразу решил, что это будет ИТ-сфера, но нужную нишу не сразу нашел.

Ценнее всего на старте бизнеса были знания об управлении персоналом и созданию команды.

Когда я получала образование MBA, я хотела актуализировать свои знания. Однако по-настоящему мне пригодились эти знания только через несколько лет, когда мою компанию настиг кризис. В тот момент я пересмотрела все материалы по антикризисному менеджменту и поняла, что мой кризис не уникален. У других такое случалось и они выживали. Тогда я составила план действий и работала по нему.

Константин, собственник ИТ-компании и бизнес-консультант:

Я почти каждый месяц посещал всевозможные тренинги и курсы и на MBA пошел учиться чтобы систематизировать свой багаж знаний. В процессе почти все, что мы проходили, пришлось пробовать на практике. В итоге я не только уложил знания в голове, но и приобрел реальные навыки.

Престижный диплом и выгоды от этого

Зачем нужен диплом MBA и престижно ли иметь степень мастера делового администрирования зависит от компании и ее корпоративных традиций. Там, где MBA котируется высоко, обучение даст преимущество.

Андрей за пять лет карьеры в Сбербанке поднялся из низов до руководителя отдела. Поработав некоторое время руководителем, ему захотелось чего-то большего. Он решил пойти учиться на MBA. Главным мотивом было то, что у всех топ-менеджеров банка была степень MBA. Через несколько месяцев после окончания обучения Андрей получил повышение в должности.

Деловые знакомства

Как в очной так и в дистанционной учебной программе вы будете общаться с коллегами и выполнять командные задачи. В очном обучении этого будет больше, в онлайн-обучении - меньше. В любом случае обучение MBA дает возможность расширить круг общения.

Константин, собственник ИТ-компании:

Я успел много с кем пообщаться и познакомиться. У нас регулярно были групповые задания. Также организаторы сделали обязательными решение кейсов сокурсников. Кейсы из моего бизнеса я тоже забрасывал на обсуждение. Таким образом я не только познакомился с людьми, но и узнал их бизнес и даже смог найти партнеров.

Андрей, руководитель отдела в Сбербанке:

Очень оценил кейс-метод. Я учился дистанционно и в процессе мне очень помог «внутренний форум студентов». Я описывал реальные ситуации в своей компании и получал аргументированные советы о том, как действовать. Также активно помогал другим и раскачал свое мышление.

Галина, генеральный директор компании по аутсорсингу бухучета:

Когда моя компания оказалась в кризисе я активно использовала внутренний форум студентов MBA. Я задавала вопросы о моей ситуации, отправляла студентам кейсы и мне сильно помогли. Со стороны мои проблемы были вообще не проблемы. Я очень благодарна сообществу студентов бизнес-школы.

Уверенность при открытии бизнеса

Нужно ли MBA, чтобы открыть свой бизнес? Скорее нет. Многим желающим открыть бизнес хватает знаний и опыта, но не хватает уверенности в своих силах. Полученные на MBA знания и опыт решения кейсов рождают понимание, что бизнес - это «обычная работа». Это не всегда просто, но это может каждый.

Елена, владелица кофейни:

Галина, генеральный директор компании по аутсорсингу бухучета:

Что мне дало МБА? Я стала увереннее на переговорах и на мероприятиях и стала больше продавать. Также я свободнее чувствую себя с зарубежными партнерами из Англии, Китая и Италии и лучше понимаю международный бизнес.

Другие выгоды от MBA

Помимо перечисленных выше целей, вот для чего еще может быть нужна степень MBA:

  • Для работы за границей. В этом случае стоит учиться в зарубежной бизнес-школе или искать программу, аккредитованную AMBA.
  • Для поиска более престижной работы. Например, при переезде из небольшого города в столицу.

Стоит ли получать MBA?

«Классические» MBA программы бывают базовые (General), функциональные (например, в области управления персоналом) и отраслевые (в сфере металлургии, фитнеса и т.п.). Читайте подробнее о том, что такое MBA .

Как правило, подобное обучение длится 1,5 - 2 года и подробно разбирает все аспекты управления бизнесом. Стоимость обучения существенно зависит от уровня бизнес-школы и от формата занятий (дистанционно всегда дешевле).

25 января 2007 года я рассказывал в РЭШ о моем опыте поступления на программу МБА в Stanford GSB. По просьбе студентов и выпускников, которые были на этой встрече, я выкладываю краткий конспект этой встречи.

Многое из того, что тут написано, взято из книги “ ” by Richard Montauk. Я настоятельно рекомендую каждому, кто задумывается об МБА, просмотреть ее. Год назад (в 2006 г.) эта книга была в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Зачем МБА?
Общие факты
Вот список самых распространенных причин, по которым люди решают получить МБА:
Увеличение дохода. Средний годовой уровень дохода недавних выпускников ведущих американских бизнес-школ составляет примерно $150 000.
Изменить карьеру. Среди студентов МБА достаточно много студентов, которые говорят, что им надоело работать в текущей индустрии и хочется попробовать чего-то совершенно нового.
Checkmark. Многим студентам степень МБА нужна исключительно для галочки. Например, в менеджмент консалтинге часто чрезвычайно сложно получить повышение без степени МБА.
Job Security. Со степенью МБА из ведущий бизнес-школы вы всегда сможете найти высокооплачиваемую работу в практически любой точке мира.
Контакты. Вы будете учиться вместе с людьми, многие из которых через некоторое время станут decision maker’ами в самых различных индустриях.
Credentials. Степень МБА из ведущей школы снимает целый ряд вопросов о вашей кандидатуре и может сыграть решающую роль в переговорах с инвесторами или бизнес-партнерами.
Знания. В бизнес-школе вы сможете выбирать предметы, которые наиболее важны именно для вас, и сможете учиться у лучших преподавателей в мире. Более того, вы сможете перенять опыт у самых успешных в мире менеджеров, которых бизнес-школы часто приглашают на презентации.
Новый опыт, отдых. Часто инвестиционные банкиры, которые работали по 20 часов в сутки, едут на МБА для того, чтобы отдохнуть от своей работы.
Стиль жизни. Многие студенты едут на МБА для того, чтобы пожить в другой стране и пообщаться с новыми людьми.

У разных людей совершенно разные причины для получения МБА. У меня достаточно много знакомых, которые, взглянув на это список, сказали, что им не нужен МБА.

Почему мне нужен МБА
Мой background: Я успешно развивал маленький стартап. Мои планы на будущее: сделать собственную компанию или руководить большой IT компанией. Я также не исключаю для себя работу в индустрии Venture Capital.
Почему мне нужно МБА:
o Credentials. Практически все выпускники топовых МБА программ, с которыми мне удалось поговорить, отмечают одно: огромное количество вопросов, высокомерия и недоверия в бизнес переговорах мгновенно пропадало после того, как они показывали свою визитку или мельком упоминали о своем образовании.
o Связи, особенно с венчурными капиталистами. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мне понадобится финансирование. Ведущая программа МБА поможет мне установить личный контакт с нужными людьми.
o Знания. Во-первых, Россия медленно, но верно вливается в мировую экономику. В результате, конкуренция усиливается, а к менеджерам предъявляются все более высокие требования. Во-вторых, с ростом ответственности все большую роль начинают играть soft skills, которые невозможно выучить по книгам.
o Job Security. В России очень велики политические риски. Я хочу быть уверенным, что если завтра здесь что-то случится, я всегда смогу найти высокооплачиваемую работу в любой точке мира.
o Стиль жизни. Меня привлекала перспектива провести 2 года в солнечной калифорнии, получить новые знания и познакомиться с интересными людьми.

Как выбрать школу?
Общие факты
Вот, что, на мой взгляд, нужно сделать при выборе школы:
Внимательно изучите веб-сайт школы, брошюры и сходите на презентацию школы.
Постарайтесь как можно больше поговорить с выпускниками школ, которыми вы интересуетесь.
Почитайте, что пишут сами студенты о своих школах
o Павел Хохряков, Stanford MBA’04, Президент и CEO at PromSvyazCapital Group.
o Михаил Дмитриев, Harvard MBA’08. Студент HBS. До этого консультант McKinsey.
o Lamax

Замечание №1: осторожно обращайтесь с рейтингами!
Приведу всего 2 примера:
Рейтинг Wall Street Journal составляется по опросам работодателей. Что это значит? Представьте следующую ситуацию: среднесортный работодатель приезжает в ведущую бизнес-школу. Скорее всего, на его презентацию приходит мало народу, т.к. у студентов масса возможностей сходить на презентации самых лучших компаний. Далее, во время презентации существенная часть аудитории уходит. Те, кто все-таки решают пройти интервью, по большей части плохо подготовились к нему. В конце концов, только три человека принимают job offer, из которых 2 потом отказываются от него, а тот единственный, который принял offer, оказывается неудачником, которого больше никуда не взяли и который требует нереальную зарплату. После этого, этот же работодатель едет в богом забытую школу. Там на его презентацию собирается полный зал. Каждый изучил специфику работодателя, хорошо подготовился к интервью и т.д. Интересно, какие оценки выставит это работодатель школам?
В каком-то другом рейтинге я наткнулся на такой параметр, как расстояние до парковки. Не думаю, что это хоть как-то сказалось на качестве обучения и мой выбор…

Замечание №2: Harvard, Stanford и Wharton признаются топовыми школами мира. Для них даже часто используют специальную аббревиатуру HSW. Со степенью МБА из этих школ вы сможете чувствовать себя комфортно где угодно. Этот вывод я сделал на основании моего общения с выпускниками различных МБА программ.

Замечание №3: LBS и Insead признаются лучшими школами в Европе. Со степенью МБА из этих школ вы сможете чувствовать себя комфортно в Европе, но в США вам будет сложнее найти работу. С другой стороны, в России у этих школ достаточно большие Alumni Clubs. Еще один плюс европейских бизнес-школ - они находятся рядом с домом и учиться там нужно не так долго.

Как я выбирал МБА
С самого начала я ограничил себя только HSW по следующим причинам:
o Большая часть венчурных капиталистов в мире находится в США. Поэтому, мне было важно получить Credibility в глазах американцев.
o Возможно, что мне придется работать в США.
o Эти школы считаются лучшими, и я не видел причин, по которым мне бы стоило рассматривать другие школы.
Я решил, что Wharton не подходит для меня по следующим причинам
o Исследуя сайт и обсуждая Wharton с выпускниками, я пришел к выводу, что по своему духу Wharton больше подходит тем, кто интересуется финансами.
o В Wharton большое внимание уделяется «hard skills». После Мех-Мата и РЭШ производные мне снились по ночам, и мне хотелось уделить больше внимания «soft skills».
В результате я решил поступать только в 2 школы: Harvard и Stanford. Обе школы специализируются на том, что мне нужно: General Management и Entrepreneurship. Чтобы правильно расставить приоритеты при выборе школы, обязательно посетите их! После посещения Гарварда и Стэнфорда мои приоритеты кардинально поменялись.
Мои выбором №1 стал Stanford GSB по следующим причинам:
o Персонализированный учебный план. Для меня очень важно то, что я смогу выбирать любые курсы в соответствии с моими собственными целями и моим, не самым стандартным, background’ом.
o Силиконовая долина. Воздух буквально пропитан инновациями и практически на каждом углу слышны разговоры о каких-то идеях и стартапах.
o Маленький размер. У меня уже был опыт обучения как в большом университете (Мех-Мат МГУ), так и в маленькой «школе» (РЭШ). Еще тогда я вынес для себя то, что мне более комфортно в семейной атмосфере маленькой школы. Стэнфорд окружает бережной заботой каждого своего студента. Сразу после зачисления я чувствовал поддержку и получал реальную помощь от администрации, студентов и выпускников, а моей жене помогали жены текущих студентов Стэнфорда.
o Командный дух. Одна из самых важных отличительных черт Стэнфорда от Гарварда – это воспитание командного духа в бизнесе. Школа всячески подталкивает студентов к достижению результата при помощи командной работы. Более того, политика неразглашения оценок запрещает студентам разглашать информацию о своих оценках.
o Люди. Может быть, мне просто не очень повезло, но со студентами Гарварда мне было гораздо сложнее найти общий язык, чем со студентами Стэнфорда.
o Климат. В конце ноября, когда я был в Стэнфорде, там было +20. Хорошая погода накладывает свой отпечаток на каждого – у всех вокруг хорошее настроение, все очень приветливы. Более того, это идеально место для моих увлечений: прямо в кампусе много площадок для пляжного волейбола, а в нескольких часах езды отличные горнолыжные курорты. Ну, а как только моя жена увидела фотки и узнала, что в 20 минутах океан и серфинг, другого выбора у меня уже не было.

Admission process
Итак, если вы уже решили поступать на МБА, то вот что от вас потребуется:
Приготовиться к жесткой конкуренции. Количество поступивших на лучшие программы обычно составляет 10-15% от подавших документы (в Стэнфорде этот показатель нередко опускается до 7% или даже 6%).
GMAT. Для поступления в ведущую школу желательно набрать 700+ баллов (это примерно top 5%)
TOEFL. В каждой бизнес-школе есть свой минимальный порог для TOEFL. Средний балл в лучших МБА программах составляет около 280 баллов.
Эссе. Каждая школа требует свой набор вступительных эссе. В среднем ваши эссе будут занимать 7-10 страниц.
Рекомендации. Потребуется собрать 2-3 рекомендации.
Timing. Документы обычно подаются в 3-4 волны. Deadline для первой волны обычно где-то в октябре, а для последней в марте. Вы можете выбирать наиболее удобное время для вас, однако следует учитывать следующие факторы
o С последней волной обычно поступить сложнее, т.к. нередко практически все места в школе уже заняты.
o Поступив с первой волной, у вас будет больше времени на организационные вопросы: финансирование, получение визы, выбор жилья и т.д.
o Если вы чувствуете, что готовы, то я бы советовал подавать документы как можно раньше. С другой стороны, не стоит спешить! Если вы чувствуете, что можете значительно улучшить свои эссе, не спешите, а лучше спокойно подготовьте классные эссе.
Подтверждающие документы. После поступления школа попросит вас прислать подтверждающие документы об образовании и т.д.

Принятие решения
Прежде чем начинать готовиться к поступлению вам нужно принять решение о том, нужно ли вам МБА, и в какие школы (ориентировочно) вы будете поступать.

Чтобы принять решение, тщательно соберите информацию. Как только у вас будет на руках вся доступная вам информация, проанализируйте и выпишите на листочек все за и против. После этого нужно принять решение.

По моим наблюдениям одна из главных причин неудачи при поступлении заключается в том, что люди приступали к подготовке, не убедив себя в необходимости МБА. В результате постоянные мысли о том, нужно ли МБА или нет, постоянно беспокоили и отвлекали их от подготовки. Результат этого: потрачено ценное время без конечного результата.

Не откладывайте и не растягивайте принятие решения! Согласно правилу самурая любое решение следует принимать за 7 вдохов и выдохов.

GMAT
О тесте
Gmat состоит из 3-х частей
AWA: 2 эссе. Время: 30 мин. на каждое.
o 1-ое эссе: Analysis of an Argument
o 2-ое эссе: Analysis of an Issue
Quantitative section. Состоит из 37 вопросов. Время: 75 минут. Вопросы делятся на 3 вида
o Problem Solving (PS) – вопросы на базовую арифметику, алгебру, геометрию.
o Data Sufficiency (DS) – вопросы PS + базовая логика.
Verbal section. Состоит из 37 вопросов. Время: 75 минут. Вопросы делятся на 3 вида
o Reading Comprehension (RC) – вопросы по тексту (логика, структура, детали).
o Critical Reasoning (CR) – вопросы на анализ логики коротких утверждений.
o Sentence Correction (SC) – вопросы на грамматику.

Среднее значение Gmat в HSW: 700-720.

Материалы
Gmat Official Guide 11th Edition (я готовился по 10th Edition) – это библия подготовки к Gmat! Эта единственная книга, которая действительно НЕОБХОДИМА при подготовке к тесту. В остальных книгах полезно просмотреть стратегию атаки разных вопросов и, возможно, поработать над вопросами после того, как закончится Official Guide. В 2006 году эта книга была в Библиотеке иностранной литературы в Москве.
Flashcards – это набор правил, организованных в виде карточек. Их очень удобно читать/учить в метро, машине и т.д. Готовые flashcards сэкономят вам огромное количество времени.
Urch.com – форум Gmat’овцев со всего мира. Там вы сможете скачать несколько версий flashcards, найдете массу полезных советов и сможете задать свой вопрос преподавателям по Gmat.
BeatTheGmat.blogspot.com – блог парня, который сдал Gmat на 720. Там вы найдете подробное (с точностью до дня!) описание подготовки, сравнение различных материалов и flashcards. Обязательно просмотрите этот блог перед тем, как составлять свой собственный план подготовки – это поможет вам избежать ошибок и, опять же, сэкономит массу времени.
Электронные материалы. Постарайтесь достать как можно больше электронных тестов. Электронные тесты позволят вам адаптироваться к ограничению по времени и выявят ваши слабости. В 2006 году большое количество тестов было в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Подготовка к Verbal и Quantitative
У меня изначально не было проблем с Quantitative section, поэтому я не смогу учесть тонкостей подготовки к этой части. Если у вас есть опыт подготовки к этой части, и вы можете четко сформулировать ваши советы – напишите мне, я буду рад включить их в эти заметки.

Что делать НЕ надо
В течение 2-ух месяцев я занимался подготовкой к Gmat’у, используя различную литературу и без какой-либо системы. За эти 2 месяца я инвестировал кучу времени на чтение разных книжек и практически не получил отдачу. Только после того, как я наткнулся на BeatTheGmat.blogspot.com и Urch.com и сделал свой собственный план подготовки, появился значительный прогресс. Через 2 месяца я сдал Gmat на 740 (top 2%).

Мои рекомендации
Я рекомендую готовиться вдвоем. Во-первых, это вносит элемент соревнования: “Ну, сегодня-то я тебя сделаю и допущу только одну ошибку”. Но главное, ваш знакомый очень часто сможет объяснить то, что вам непонятно. Это неоценимо! Главное: найдите человека примерно вашего уровня.
Сначала ознакомьтесь с Gmat’ом. Прочтите о базовых стратегиях, но не воспринимайте их буквально. Почитайте BeatTheGmat.blogspot.com и Urch.com. Распечатайте Flashcards.
Пройдите один из официальных тестов, чтобы определить ваш уровень и понять, над чем нужно работать.
2-3 раза в неделю делайте задания из Official Guide. Все ошибки выписывайте в тетрадь. Для каждой ошибки ставьте точку на карточке с соответствующим правилом. Если вы не понимаете, почему какой-либо ответ правильный – пишите на Urch.com.
1-2 раза в неделю проходите полноценный электронный тест. Главная задача: научиться разумно распределять свое время. Все ошибки – опять в тетрадь с зарубками на соответствующей карточке.
Заранее (примерно за месяц) назначьте дату тестирования. Иначе вы можете бесконечно откладывать тестирование. Мне конкретная дата помогла собраться и мобилизовать все силы за несколько недель до экзамена.
Обращайте внимание только на результаты официальных тестов – они максимально близко показывают ваш реальный уровень. Другие тесты часто занижают или завышают реальные баллы.
За несколько дней до теста заново пройдите официальные тесты – ваши баллы на реальном тесте скорее всего будут очень близки.
За один день до теста постарайтесь полностью расслабиться и хорошо отдохнуть.
Перед тестом купите воду и легкую закуску – тест будет длиться больше 4-х часов с 2-мя перерывами. Мне помогает сосредоточиться черный шоколад и энергетический напиток.
Во время экзамена не думайте о ваших очках. Сосредоточьтесь исключительно на текущем вопросе.

Подготовка к AWA
Ваши эссе будут проверяться человеком и машиной. Одну оценку выставляет человек, другую машина. Если оценки не сильно различаются, то вы получаете среднее между ними. Если оценки различаются сильно, ваши эссе проверяет еще один человек. Поэтому, следует писать более или менее логичный текст, оптимизированный под робота. Почему? Представьте, что вы написали нормальное, с точки зрения логики, эссе, которое получит высокий бал у робота. Человек, который проверяет это эссе, скорее всего знает, как оценит ваше эссе робот. Я сомневаюсь, что человеку захочется наживать себе проблемы, поставив оценку, которая сильно отличается от робота. Поэтому, если с точки зрения логики в вашем эссе все нормально, человек должен стремиться поставить оценку, близкую к роботу.

Я готовился к AWA 2 недели и сдал на 5 балов.

Мои рекомендации
Соберите информацию об AWA.
Скачайте последний список тем для AWA (Analysis of an Argument, Analysis of an Issue)
Изучите эссе на 6 баллов – ваше эссе должно быть похоже на них!
Найдите шаблоны на Urch.com
Подготовьте свои собственные шаблоны.
3-4 раза в неделю пишите по 1-2 эссе с ограничением по времени.
Изучите 800SCORE AWA. Вот некоторые советы оттуда:
o Придерживайтесь четкой структуры
o Старайтесь использовать как можно больше синонимов
o Используйте как можно больше грамматических конструкций
o Вставляйте как можно больше коннекторов и вводных слов
o Найдите хитрые слова и вставьте их в свои шаблоны

TOEFL
К сожалению, я сдавал TOEFL достаточно давно и уже не помню специфики подготовки. Однако практически все советуют сдавать TOEFL сразу после GMAT. Секции Sentence Correction и Reading Comprehension в нем гораздо проще Gmat’овских.

ЭССЕ
Эссе играют критическую роль при поступлении. Хорошие эссе могут сгладить впечатление от не самых лучших результатов тестов или оценок в ВУЗе. Посредственные эссе точно похоронят ваши шансы на поступление. Пример: я готовился к поступлению вместе с моим хорошим знакомым. GMAT и TOEFL он сдал лучше меня. Оценки в ВУЗах и опыт работы у нас были практически одинаковые. Однако на интервью пригласили только меня.

Литература
“How to get into the top MBA program ” by Richard Montauk. Тщательный разбор всех стандартных тем для эссе. Обязательно для прочтения!
“65 Successful Harvard Business School Essays ”. Полезно, чтобы понять о чем пишут другие люди.

Эти книги помогут вам избежать некоторых ошибок и сэкономят время. Обе книги в 2006 г. были в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Мне также очень помогло то, что в последние 2 года я читал много бизнес-литературы на английском языке (в конце я привел top10 лист из того, что я прочел я последнее время)
Я приобрел нужный словарный запас (в последний год я выписывал все яркие фразы, которые я мог бы использовать в своих эссе в блокнот);
Мне не пришлось долго придумывать идеи для эссе.

Прежде, чем писать эссе
Соберите информацию о себе (см. Раздел «Personal Organizer» в Монтауке)
Попросите feedback у ваших друзей. Мой опыт: я послал около 20 писем друзьям с просьбой прокомментировать сильные/слабые стороны, … Получил 10 ответов. Из них 5 ответов мне очень помогли.

Общие советы
Рекомендации Монтаука. Прочитайте рекомендации в Монтауке для каждого вопроса (раздел «Understanding Key Essay Topics»)
Показывайте результаты. Никому не интересно, чем вы занимались. Важно, чего вы добились. Поэтому, сфокусируйтесь на результатах. Везде старайтесь использовать совершенную форму глаголов (сделал, добился…).
Школы ценят diversity. Покажите, что вы разносторонний человек.
Пишите ярко. Каждый человек в приемной комиссии читает сотни эссе. Ваша задача сделать так, чтобы он запомнил именно ваше эссе.
Позиционирование. Ваше эссе – продукт, который нужно продать приемной комиссии. При продаже любого продукта важно правильное позиционирование. Постарайтесь в 5-6 словах описать то, что вы хотите донести до приемной комиссии, и доказывайте это в каждом из своих эссе.
Сэндвич. В каждом эссе я использовал подход, который усвоил при написании многочисленных пресс-релизов. Любой пресс-релиз – это сэндвич. В самом начале нужно четко донести то, что вы хотите сказать. В середине – мясо, которое преподносит, накладывает и пережевывает вашу идею читателю. В конце опять четкое повторение главной идеи другими словами. В результате, читатель точно поймет и запомнит то, что вы хотели ему донести.
“There is no great writing, only great rewriting." Приготовьтесь постоянно переписывать эссе.
Показывайте эссе как можно большему количеству людей и внимательно прислушивайтесь к их словам. Я показывал свои эссе практически всем своим знакомым: в машине по дороге домой, в кафе во время обеда, во время случайной встречи в метро и т.д. Практически каждый знакомый чем-то помогал мне улучшить эссе.
Посмотрите со стороны приемной комиссии. Например, никогда не пишите, что «в университете мне все было очень просто». Приемная комиссия подумает, что вы потом то же самое будете писать о бизнес-школе. Это не тот «PR», на который они рассчитывают.
Никогда не пишите не правду.
Покажите, что вы знаете специфику школы.

Мой опыт
Я встретился с каждым из своих рекомендателей примерно за 4 месяца до отправки документов. Во время первой встречи я просто объяснил свою ситуацию и убедился, что каждый из них найдет время на то, чтобы написать мне хорошую рекомендацию. Примерно за месяц до подачи документов я встретился с каждым из них повторно, подробно рассказал о том, что ждет от рекомендаций бизнес-школа, и обсудил список фактов, которые каждый из них мог бы использовать в рекомендации.

Советы
Кого выбрать рекомендателем? Я думаю, что минимум две рекомендации должны быть из бизнес-среды. Лучше всего от ваших непосредственных руководителей или клиентов.
Выбирайте людей, которые вас любят. Они всегда смогут найти достаточно времени и подобрать нужные слова.
Не пишите рекомендации самостоятельно. Все, что вы могли написать о себе, вы уже написали в эссе. Постарайтесь схематично указать то, что, на ваш взгляд, нужно включить в рекомендацию, но вежливо настаивайте на том, чтобы рекомендатель писал рекомендацию самостоятельно.
Факты. Попросите рекомендателей использовать как можно больше фактов. Скорее всего, в первой версии рекомендатель напишет что-то типа: «ABC самый лучший. Он лучше самых лучших и своей лучшестью всех лучших лучше.» Все это нужно удалить и вместо этого вставить конкретные факты (из которых все выше перечисленное и так должно следовать).

После отправки документов
Лучший совет – полностью отвлечься от мыслей об МБА. Если это не совсем получается, посмотрите следующие ресурсы
BusinessWeek forums. Достаточно большое сообщество аппликантов на МБА. Там вы сможете сразу узнать, как только ваша бизнес-школа начнет рассылать приглашения на интервью.
Admissions411.com. Здесь можно примерно определить, сколько приглашений уже послано, сколько интервью прошло и т.д.

Интервью
Формат
Гарвард
o Проводят члены приемной комиссии
o “Not blind interview”. Интервьюер хорошо знает ваши документы, включая эссе
o В России интервью проводятся по телефону. Хотя у вас всегда есть возможность поехать на интервью в US
o Используется более или менее стандартный набор вопросов. Тут находится то, что мне удалось собрать
o Главное: нужно подготовить ответы на стандартные вопросы, которые консистентны с вашими эссе
Стэнфорд
o Проводят выпускники
o “Blind interview”. Интервьюер получает только ваше резюме
o Вопросы могут быть совершенно непредсказуемые

Статистика
В Гарварде и Стэнфорде принимают примерно 50% тех, кого пригласили на интервью. Ели вас пригласили на интервью – это значит, что у вас уже хорошие шансы!

Советы
Просмотрите стандартные вопросы.
Позиционирование. В соответствии с вашим позиционированием продумайте
o Какое впечатление вы хотите оставить
o Какие акценты следует делать при ответах на стандартные вопросы
Структурируйте ваши ответы. Не стоить сразу бросаться отвечать на вопрос, даже если ответ кажется вам очевидным. Подумайте пару секунд и ответьте с учетом вашего позиционирования.
Не уходите от вопроса. Четко отвечайте на тот вопрос, который вам задают.
Подготовьте хорошие вопросы к школе. В конце вас обязательно спросят, нет ли у вас каких-либо вопросов к школе. Это как раз тот момент, когда вы сможете показать, что вы хорошо изучили информацию о школе. Для этого продумайте неочевидный вопрос, ответ на который вы не смогли получить из открытых источников.
Практикуйте ваши ответы. Я делал это в машине, стоя в пробках на кольцевой.
Не нервничайте. Если вы попали на интервью, значит вы уже заинтересовали школу.
Говорите только правду.
Раскройтесь и будьте собой. Интервьюер хочет понять, кто вы на самом деле.
Внимательно слушайте. Особенно, если у вас интервью с выпускником.

Мой опыт
Изначально я думал, что гораздо лучше справлюсь с телефонным интервью по следующим причинам:
Есть примерный список вопросов, на который нужно просто заучить ответы.
Мне казалось, что я смогу гораздо лучше конкурировать с консультантами из McKinsey (которые в большом количестве поступают на МБА) в телефонном интервью. Рассуждал я примерно так: продавать себя – это главная работа консультанта, поэтому эти ребята должны уметь это делать гораздо лучше меня.

На практике все оказалось наоборот. Я чувствовал себя гораздо комфортнее и смог гораздо лучше донести свои мысли при личном интервью с выпускником Стэнфорда. Я думаю, что это произошло по следующим причинам:
Мне гораздо комфортнее общаться с человеком лично
Мне гораздо проще объяснить мои цели и результаты человеку, который хорошо разбирается в бизнесе

После интервью я имел уникальную возможность примерно час поговорить с выпускником бизнес-школы. Помимо прочего это помогло
«Почувствовать» дух школы. На мой взгляд, чрезвычайно важно понять культуру и тип людей в школе. Вам с этими людьми предстоит провести 2 года!
Получить ответы на мои вопросы от успешного человека, который через все это прошел.

Литература: top10 лист
Здесь я привожу список книг, которые помогли мне почерпнуть идеи для написания эссе. Возможно, вам они никак не помогут. Хотя мне кажется, что эти книги хороши сами по себе.
“The 21 Irrefutable Laws of Leadership ”, John C. Maxwell. На русском . На мой взгляд – это лучшая книга про лидерство из тех, которые мне удалось прочитать.
“Funky Business ”, Kjell A. Nordstrom, Jonas Redderstrale. На русском . Отличная книга о бизнесе.
“Working with Emotional Intelligence ”, Daniel Goleman. Книга открывает, на первый взгляд, очевидные вещи. Тем ценнее она становится! Идеи из книги я использовал в эссе при описании моего подхода к командной работе. В целом, книга позволила мне значительно улучшить навыки управления командой.
“Screw It, Let"s Do It: Lessons In Life ”, Richard Branson. Брэнсон очень близок мне по духу. Именно в этом стиле я старался писать свои эссе.
"The McKinsey Way ", Ethan M. Rassiel. На русском . Набор бизнес-правил для ежедневного использования, будь то написание эссе или разработка стратегии для выпуска нового продукта.

С профессиональной точки зрения мне были интересны книги про IT индустрию и Startup’ы. Вам, скорее всего, будет более полезно почитать про вашу индустрию. Вот top5 книг про IT и Startup’ы из тех, которые мне удалось прочитать
“The Art of the Start ”, Guy Kawasaki. Я также регулярно читаю блог на GuyKawasaki.com
“Startup ”, Jerry Kaplan. Лучшая история о неудавшемся стартапе, написанная основателем и CEO.
“PayPal Wars ”, Erick Jackson. Лучшая success story, описанная одним из сотрудников.
“Get Big Fast ”, Robert Spector. Лучшая success story, написанная репортером.
“Why Elephants Can’t Dance ”, Louis V. Gerstner. История возрождения IBM, написанная CEO.

"Каковы ваши дальнейшие профессиональные цели?"
– классический вопрос от приёмных комиссий большинства бизнес школ. Часто этот вопрос сопровождается вариациями: "Зачем вам нужно MBA образование?", "Каким образом MBA именно в нашей школе поможет вам достичь ваших целей?" и т.п. Как рассказать о ваших целях таким образом, чтобы, во-первых, ответить на все явные и скрытые вопросы приёмной комиссии; во-вторых, заинтересовать её; и в-третьих, подать свой профессиональный путь в "перспективе", где прошлый опыт логично увязан с будущими целями (или наоборот, показана поворотная точка, где вы решили поменять свой профессиональный путь), при этом сохранив четкую структуру изложения?

Цели, о которых вы будете рассказывать приемной комиссии, должны быть основаны на вашем прошлом опыте. Иначе в них трудно поверить. Если вы продолжаете карьеру в определённом направлении – достаточно вкратце описать, где вы сейчас, что вы хотите, что у вас для этого есть и зачем нужно MBA, чтобы это воплотить. MBA здесь выступит в качестве необходимой ступени для развития определённых навыков либо получения определённых знаний или опыта. Ваша задача – показать, как с получением вы ускорите свою карьеру или сможете действовать в новой функции или в новой компании в своей отрасли.

Career changers: рассказ о целях с двумя неизвестными

У кандидатов, которые планируют сменить индустрию или функцию, часто возникает вопрос: "Как сделать свои цели правдоподобными и убедить приемную комиссию, что я могу стать агентом изменений в области, где еще не работал(а)?"

Согласитесь, трудно описать свой путь на несколько лет вперед в совершенно новой области. Трудно предсказать, как она будет развиваться, тем более если вы в ней не специалист. Что здесь важно? Прежде всего, убедитесь, что вы в курсе последних новостей, тенденций и событий в этой области. Если вы никогда не пересекались с ней, постарайтесь поговорить с людьми, которые там работают, возможно, на должности, которая вам интересна. Таким образом, вы сможете понять, чем занимается человек на желаемой позиции и какие перспективы могут ждать вас. Для полной картины желательно также поговорить с человеком на более высокой позиции. Словом, будьте готовы узнать и рассказать при необходимости: куда движется отрасль и куда будет двигаться через 2-3 года? Какие компании работают в ней? Какая из них вас привлекает и почему? Какие крупные события недавно произошли в этой отрасли? Почему она для вас привлекательна?

Кандидаты, которые действительно заинтересованы в смене отрасли или функции, как правило, приходят на консультации уже со знанием последних новостей по своей индустрии или с пониманием того, чем занимаются люди на желаемой должности.

Во-вторых, необходимо показать, как именно вы собираетесь себя проявить в этой новой для вас области, рассказать, каких результатов вы планируете добиться и каким образом. То есть уделить больше внимания второй части "перспективы", опять же, наглядно продемонстрировав, зачем в ней нужно MBA . Только так вам удастся убедить приемную комиссию, что у вас есть конкретные цели, а не голословные мечтания, и более того – план по их достижению.

Домашняя работа: SMART и SWOT

Российские реалии закладывают в наш менталитет гибкость реагирования на часто меняющиеся обстоятельства – иногда в ущерб долгосрочному планированию. Часто нам приходится проводить брэйнсторминги, где совместно с кандидатами мы прорабатываем варианты и целеполагание в эссе.

Поэтому прежде чем формулировать свои цели для бизнес школы, попробуйте применить технику SMART . Ведь именно такой ответ на вопрос о ваших целях хочет получить приемная комиссия: чтобы они были конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и привязанные к определенному времени.

Кроме того, прежде чем писать эссе, в том числе эссе о целях, многие кандидаты сначала делают SWOT своей кандидатуры. Можно отталкиваться от того, что у вас есть на настоящий момент: какой профессиональный и личный опыт вы имеете (работа, членство в организациях, клубах, благотворительность и прочее). На основе этого, какие сильные и слабые стороны вы можете отметить в себе? Какие возможности у вас есть? Какие угрозы существуют для вашего карьерного роста? Полезно сделать такой же анализ своего профиля на момент окончания обучения, чтобы представлять разницу. Это бывает сложно, потому что вы не всегда уверены, останутся ли ваши стремления такими же, как сегодня, или изменятся под влиянием курсов по выбору / стажировки / карьерных возможностей на кампусе / общением с коллегами по группе и прочих факторов, которые возникнут в процессе обучения. Тем не менее, представьте себя после окончания обучения и постарайтесь заполнить матрицу. Если в ней получилось слишком много неизвестных, воспользуйтесь помощью (или консультанта).

Зачем вам нужно MBA именно этой школы?

Имплицированные вопросы – зачем вы поступаете на MBA, почему именно сейчас и почему именно в эту школу – должны быть адресованы в эссе о целях (если, конечно, школа открыто не выделяет их в отдельные эссе). При этом выбору школ в эссе должно быть уделено особое внимание, вне зависимости от ограничения текста по словам или знакам.

Повторяющийся, но неубедительный аргумент в рассказе о выборе школы – «топовость» школы. Представьте, какое количество эссе читают члены приемной комиссии. Наверное, каждый из кандидатов мог бы привести этот аргумент. Чем отличаются кандидаты друг от друга? Здесь необходимо убедить приемную комиссию, что данная школа поможет вам стать агентом изменений. Что вы привнесете в школу? Как вы используете её широкие возможности? Каким образом программа именно этой школы повысит ваши шансы на реализацию целей?

Информация о работе:

Дисциплина: для MBA

Тип работы: Эссе

Зачем мне нужна программа МВА

Фрагмент текста

На данный момент я считаю себя специалистом с достаточно высокими лидерскими и управленческими качествами, однако образование, полученное по программе МВА, должно помочь мне свободнее ориентироваться не только в отечественных, но и в международных методиках управления. Благодаря данной учёбе я рассчитываю приобрести опыт в создании профессиональной управленческой команды, способной оценить эффективность деятельности бизнес-структур, и в управлении такой командой.Популярность программ МВА во всем мире свидетельствует о подготовке по данному направлению управленческого персонала высокого профессионального уровня. Исходя из практического опыта многих людей, я уверена, что, уже имея высшее образование и небольшой опыт работы в сфере бизнеса, я смогу получить более разносторонние и глубокие знания как в области управления, так и в сфере делового администрирования. Основы бизнеса и менеджмента я смогу изучить детально благодаря планомерной подготовке итогового проекта и стажировке в различных компаниях. Современный интеграционный процесс наряду с процессом глобализации требует от специалистов применения разносторонних знаний, моей непосредственной компетенцией является обеспечение управленческой деятельности. Именно эта сторона профессиональной деятельности управленца позволяет мне по достоинству оценить существующие тенденции, а участие в стажировках даст возможность определить все достоинства и недостатки управленческой деятельности на конкретных предприятиях для выработки рекомендаций по их совершенствованию. Бизнес-образование, полученное по программе МВА, поможет мне успешнее вести управленческую работу благодаря новым знаниям, практическим умениям и навыкам. Систематизация знаний и, соответственно, мышления, приведёт к несомненному успеху.

Показать еще Хочу такую!

Похожие работы:

    «Левиафан» был издан в 1651 году в Париже в роялистской среде, но после этого Т. Гоббс сразу же вернулся в Англию (т. е. перешел из лагеря роялистов к республиканцам). В 1658 году О. Кромвель умер, и в Англии было восстановлено королевское правление (к власти снова пришли роялисты). Речь зашла о политическом запрете «Левиафана» и признании Т. Гоббса опасным для государства человеком («атеистом»). Только заступничество короля (бывшего студента Т. Гоббса) спасло тогда опального философа. Но после смерти Т. Гоббса в 1669 году книга все-таки была запрещена в Англии. Т. Гоббс сначала издал свою книгу на английском языке (в 1651 год), и это означало, что она была написана для соотечественников, уже десятилетие сражавшихся друг против друга. В 1668 году (за год до смерти) Т. Гоббс перевел и издал книгу в Амстердаме на латинском языке, который в то время был международным научным языком. Именно благодаря латинскому переводу книга и стала всемирно известной. Хорошо известна фраза Т. Гоббса, что «вместе с ним родился и его близнец – страх»4Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 43., но все-таки подлинным временем, когда Т. Гоббс сформулировал идею страха как главного мотива политической деятельности, были годы гражданской войны в Англии. Что касается самого автора «Левиафана», то его жизнь находилась под угрозой с выходом этой самой книги. Так идеи Т. Гоббса материализовались в его собственной жизненной ситуации. К. Робин, английский исследователь, называет Т. Гоббса «провидцем», который был «первым теоретиком, увидевшим и стимулировавшим потенциал политического страха», показывая, как «страх нуждался в помощи элит, законов, институтов и образования»5Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 40… В какой-то момент Т. Гоббсу пришлось все это пережить самому. ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХИсследователи и комментаторы «Левиафана» дружно предлагают начать рассмотрение содержания с «мысленного эксперимента», т. е. с вопроса «представим, что никакого государства не было бы, то, как бы тогда жили люди?»6Огурцов А. П. Томас Гоббс и Левиафан тотальной власти // Метафизика.

    Необходимость защиты огромной территории и противостояния суровым природным условиями всегда побуждало русский народ объединяться. Так, для того, чтобы удержать какую-либо территорию русским людям всегда приходилось за нее сражаться, что сделало их заранее ожесточенными ко всему «иноземному», незнакомому, к другим народам – ко всему, что может сулить собой угрозу, что порождает первую противоречивость русского характера. Отсюда вытекает стремление к самостоятельности, которое, однако же, без объединения в целях защиты было невозможно. Одной из предпосылок объединения русских землей вокруг единого центра во избежание нападок со стороны кочевых народов, в IX веке стала религия – православное христианство, на основе которого возникла Киевская Русь – сильное государство, союз различных самостоятельных княжеств вокруг Киева. Однако, на протяжении всей истории российского государства, несмотря на превалирующую роль православия (в качестве основной религии), на огромной территории нашей страны всегда были и мусульмане, и католики, и буддисты, и иудеи, которые жили рядом, взаимодействовали друг с другом, учились друг к другу приспосабливаться. Однако, исконно русское общество можно назвать консерваторами – русский народ всегда с трудом приспосабливался к изменениям, что подтверждает многовековая история. В связи с этим, в русской ментальности до сих пор, несмотря на глобализацию общества, есть такая черта, как непримиримость ко всему необычному, к тому, что отличается от принятого, привычного. Поэтому такой «пестрый» религиозный состав всех народов русского государства всегда неизбежно вел, и до сих пор ведет, к столкновениям, распрям, гонениям и конфликтам, чего не должно быть в мультинациональном государстве. При этом, следует заметить, что большую часть истории, начиная с крещения Руси, русское государство можно было назвать православным, христианским. Власть церкви всегда была высока, даже выше царской власти. Люди жили, согласно христианским традициям, которые призывают помогать другим, трудиться, не злиться и т.

    тенденция ухудшения отношений с союзниками в регионе и деструктивные последствия данного процесса; переформатирования альянсов в регионе иновая геополитическая роль исламскогофундаментализма, внутриисламский геополитический и идеологический конфликт, усиление региональной нестабильности, которую связывают свозможным пересмотром политической карты Ближнего Востока. Говоря об основных факторах, которые вызывают интерес регионом со стороны ведущих игроков международных отношений, в частности США, следует выделить следующие: во-первых, это источник энергоресурсов, - учитывая мировую тенденцию: уменьшение ресурсов - увеличение потребностей, важность региона понятна, ведь США сейчас импортируют нефть, и учитывая, что на страны Ближнего Востока приходится 48% мировых запасов нефти и 43% мировых запасов газа; Иран занимает 1 место в мире по залежам газа, Катар - 3 место по газу после России ; во-вторых, важен геостратегический транзитный узел - расположение на пересечении других континентов: Африка, Европа, Азия. Кроме того, страны омываются Средиземным, Черным, Каспийским и Красным морями, Персидским заливом, Аравийским морем и Индийским океаном. В-третьих, стоит упомянуть о Персидский залив и, в частности, Ормузский пролив (которой проходят 30-40% мировой нефти, ежедневно около 17 млн. Баррелей). В интересах США окружить пролив зависимыми государствами: свободный Курдистан позволит ослабить Турцию, Ирак и частично Иран, а Белуджистан - Пакистан и Афганистан. Стратегическая важность делает Ормузский пролив «важнейшей нефтяной« геостратегической точкой». Учитывая, что вся нефтегазовая торговля строится на долларовых трансакциях, существует зависимость от монетарной политика США (за счет доминирования США в мировой финансовой системе). Вместе с тем надо выделить тенденцию уменьшения инвестирования в нестабильную зону Ближнего Востока, когда речь идет о энергетические ресурсы региона. Это также связано с так называемым «сланцевым бумом» (добыча сланцевого газа и нефти) в США и альтернативными и более привлекательными регионами для добычи ресурсов, в частности, Африкой, АТР.

    Пожалуй, к началу правления Виктории в английской литературе уже сложились типичные образы английских леди и джентльменов – в творчестве Байрона, Вальтера Скотта и Джейн Остин. Переход от романтизма к реализму в литературе уже обозначился достаточно чётко. В тридцатых годах девятнадцатого века в английской литературе реализм в качестве основного направления утвердился окончательно. Впитав традиции предшествующих эпох, реализм определил новый взгляд на героя, обусловленный социальным детерминизмом. Связи между личностью и обществом рассматриваются английскими романистами в аспекте историческом, в определённой системе, которая и обуславливает существующее положение вещей. Литература викторианской эпохи оказала значительное влияние на судьбы мирового романа, преломилась в творчестве современных писателей и создала классический образ «доброй старой Англии».Образ этот во многом идеален. Большая семья, все поколения которой связаны традициями. Члены такой семьи трогательно заботятся друг о друге, не будучи даже связаны кровными узами. Английская семья включает в себя всех родственников – незамужних тётушек, осиротевших кузенов и племянников, состарившихся слуг. Традиционные семьи обычно многодетны – старший сын наследует поместье и титул, младшие поступают на службу: становятся военными, юристами или священниками. Английские барышни обучаются музыке, рисованию и рукоделию. Они скромны, милы и безупречны. Хотя английская мораль всегда требовала безукоризненного соответствия манерам, всё же была довольно терпима в том, что касалось чувств. Юным леди и джентльменам предоставлялась возможность узнать друг друга, проникнуться взаимной симпатией и вступить в брак, основываясь на чувствах, хотя происхождение и размер годового дохода всегда имели огромное значение.

    Таким образом, каждый персонаж - люди с их «плюсами» и «минусами», достоинствами и слабостями. Главная проблема в романе состоит в том, что увидеть в человеке и то, и другое, на это обращает внимание В. Набоков, анализируя «Улисса». Роман утверждает жизнь в ее многообразии – в ней есть черное, но присутствует и белое, положительная сторона. В «Улиссе» суть, содержание, проблема неотделимы от формы. Говорить о содержании романа, абстрагируясь от формы, невозможно, а она в «Улиссе» весьма необычна. В. Набоков называет три формы повествования в романе – обычный стиль, понятный читателю; так называемый поток сознания, имеющий отрывистую форму выражения – форма, открывателем которой Джойс не является (она использовалась, например, Л. Толстым в «Анне Карениной»), но которая развитие получила именно у Джойса; пародии на формы, не характерные для романа. Особенность «потока сознания» заключается в том, что в нем фиксируются не только осознанные, но и не артикулированные мысли. Человек обычно мыслит с перебивами, в его сознании часто рождаются различные ассоциации. Джойс, говоря от лица своих персонажей, обратил внимание и на то, что «поток сознания» не всегда одинаков. Так, с утра, когда человек отдохнул, и голова ясна, он мыслит законченными предложениями, но в течение дня, по мере того, как человек утомляется, его внутренний монолог становится все менее логичным, все более причудливым, наконец, логика может исчезнуть почти полностью. Причинно-следственные связи перепутываются или вовсе обрываются. По поводу «потока сознания» Набоков отмечает, что, что данный прием - это, так как мы мыслим также и образами, а не только словами. Вместе с тем этот прием дает возможность раскрыть внутренний мир персонажа. В. Набоков отмечает, рассуждая о Мэрион Блум: Этот вывод он делает на основе ее длинного внутреннего монолога, в конце книги. Набоков советует читать монолог Мэрион, отмечая при этом карандашом границы между предложениями, тем самым подчеркивая, что для чтения он сложен, однако именно такой стиль изложения помогает писателю проникнуть во внутренний мир Молли, а читателю – понять этот внутренний мир.

Написание эссе на предложенную тему обязательно для всех поступающих на MBA. Это одно из трех составляющих, по итогам которых принимается решение о зачислении либо отказе. Эссе играет очень важную роль. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность, неординарность, оригинальность мышления и иные качества, которые ценятся в таких школах. Согласно статистике, лишь 15 % эссе сразу же открывают дорогу в бизнес-школу. 75 % требуют уточнений, а остальные 10 % служат поводом для отказа. Поэтому вопрос о поступлении в бизнес-школу напрямую зависит от мастерски написанного эссе. Рассмотрим 5 основных ошибок, которые допускают абитуриенты при написании эссе для поступления на MBA.

Ошибка № 1: неинтересное, серое изложение информации.

Для написания не следует искать информацию в интернете или библиотеке. Достаточно провести анализ собственной жизни, найти яркие примеры и истории из нее, красиво рассказать о них, упомянув о собственных сомнениях, чувствах, мыслях. Если ситуация была сложной, опишите, как был найден выход из нее. Для этого нужно проанализировать свой опыт, прислушаться к сердцу, обратиться к собственной памяти.

Подчеркните свою особенность, укажите, что мечта получить MBA-образование не беспочвенна, а является логическим продолжением имеющегося опыта. Однако не стоит лишь описывать интересные истории и ситуации, не характеризуя собственный мыслительный и эмоциональный процесс, не проведя самоанализа. Подобное эссе будет поверхностным и неинтересным.

Ошибка № 2: употребление сленговых выражений.

Эссе должно быть написано интересным, ярким языком, передающим краски всего, что написано. Однако грубейшей ошибкой станет употребление сленговых выражений. Избегайте таких слов, даже если употребляете в жизни. Они не подчеркнут Вашу особенность или индивидуальность, а лишь навредят. Не допускаются никакие сленговые выражения, даже отраслевые.

Употребляйте профессионализмы, только если это очень необходимо. Однако будьте осторожны с ними. Прежде чем писать эти слова в текст, подумайте, вносят ли они ясность и не сбивают ли с толку того, кто это читает.

Ошибка № 3: безосновательные громкие заявления.

Не стоит писать в эссе громких заявлений. Любое утверждение должно быть аргументировано, проиллюстрировано примерами из жизни, профессионального опыта.

Например, кандидат пишет, что именно он должен учиться на программе MBA. Нельзя все так и оставить. Ему следует объяснить: как к нему пришло понимание этого? как он понял, что это необходимо? почему он чувствует в этом необходимость? То есть стоит писать больше подробностей.

Ошибка № 4: нытье.

В процессе написания важно помнить, что Вы взрослый человек, а не ребенок. Поэтому не жалуйтесь, не нойте, не несите негатив. Укажите свои слабые стороны, но преподнесите их как преимущества. Если был негативный опыт, расскажите, чему он Вас научил. Если низкий средний балл в дипломе, возьмите на себя ответственность за это. И идите дальше.

Ошибка № 5: опечатки.

Опечатки – самая распространенная ошибка в эссе. Удивительно, что их можно исправить, просто проверив написанное. Но это делают лишь единицы.

После написания эссе перечитайте его еще раз. Исправьте ошибки, опечатки, неточности, правильно расставьте знаки препинания. Если в чем-то сомневаетесь, перечитайте написанное вслух, это может помочь разрешить сомнения. Только после этого отправляйте работу.

Помните, что опечатки, ошибки, небрежное оформление эссе несут негативный оттенок. Они способны кинуть тень даже на самый интересный, яркий очерк и породить сомнения в Вашей кандидатуре у приемной комиссии. Уважайте себя и тех, кто будет читать Ваше эссе.