Куры

Презентация на тему "самураи". Самураи - японские воины Японские самураи презентация

Самурай - в феодальной Японии - светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей
(даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по
значению, но всё же «буси» (воин) - это более широкое понятие, и оно не всегда относится к
самураю. Аналогии между самураями и европейским средневековым рыцарством не может быть.
Само же слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего
«служить, поддерживать»; то есть самурай - служилый человек. Самураи - не только воины-рыцари.
Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в
повседневной жизни. К X-XII вв. сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь
лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина»
(«Бусидо»). Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом
правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333).
Вооружённый самурай в доспехах, фото 1860 г.
Самураи из княжества Сацума, боровшиеся на
стороне императора в период Войны Босин,
1860-е

Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально -
«под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём
большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна.
Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в
основном офицерский состав армии и флота.
Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало
составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин
«самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Причины войны между Японией и США в 1941 г.
Летом 1941 г. в связи с усилением агрессивных устремлений японских милитаристов
противоречия между крупнейшими империалистическими державами на Тихом океане
продолжали обостряться. Правящие круги Японии, оценивая военно-политическую обстановку в
мире, считали, что с нападением фашистской Германии на СССР открываются благоприятные
возможности для реализации их широких захватнических планов в бассейне Тихого океана, в
Восточной и Юго-Восточной Азии. Наибольшую остроту приобретали противоречия между
Японией и Соединенными Штатами в вопросе о Китае и Французском Индокитае. Японское
правительство претендовало на монопольное положение в этих странах, решительно отвергая
американскую доктрину «открытых дверей». Оно настаивало, чтобы США воздержались от
оказания Китаю какой бы то ни было поддержки, признав его тем самым сферой японских
интересов, а также согласились с присутствием в Индокитае японских войск. Япония стремилась
вытеснить империалистических соперников - Соединенные Штаты, Великобританию и другие
колониальные державы - из Юго-Восточной Азии, района Южных морей и захватить источники
сырья и продовольствия, находившиеся под их контролем. Японию особенно привлекали
природные ресурсы Южного Индокитая, Малайи, Голландской Индии, Филиппин. Она была
заинтересована в получении нефти, олова и каучука. На Малайю и Голландскую Индию
приходилось 78 процентов мировой добычи каучука и 67 процентов олова. В 1940 г. здесь было
добыто около 9 млн. тонн нефти. 90 процентов олова и почти 75 процентов каучука,
экспортировавшихся из этих стран, приходилось на долю США.

Усиление притязаний японских монополий и военщины на «бесхозные» колонии Франции и
Голландии, американские и английские владения в бассейне Тихого океана и территорию всего
Китая обусловливало дальнейшее обострение противоречий между Японией, с одной стороны, и
Соединенными Штатами и Великобританией - с другой. В Вашингтоне не думали ослаблять свои
позиции на Тихом океане, не хотели уступать японцам голландские, французские и другие
колонии, на которые претендовали сами американские империалисты. Поэтому правительство
США отвергло японские предложения, выдвинутые в ходе переговоров и свидетельствовавшие о
стремлении Токио к установлению гегемонии в Китае, Юго-Восточной Азии и странах Южных
морей. Американская позиция вызвала недовольство японских правящих кругов. 25 июня, после
заседания совета по координации действий ставки и правительства, премьер-министр Японии
Коноэ и начальники генеральных штабов армии и флота Сугияма и Нагано доложили императору
о рекомендации совета при решении вопроса о занятии баз в Южном Индокитае «не
останавливаться перед риском войны с Соединенными Штатами и Великобританией». 2 июля в
Токио состоялась императорская конференция, созывавшаяся в чрезвычайных случаях для
решения важных вопросов государственной политики. На ней была утверждена «Программа
национальной политики империи в соответствии с изменением обстановки», официально
подтверждавшая курс на установление господства Японии в бассейне Тихого океана и в
Восточной Азии силой оружия.

Подводные самураи.
В 1281 году Хубилай - пятый монгольский великий хан, внук Чингисхана, решил покорить
Японию. Чтобы перевести свои войска через Корейский пролив, хан задумал возвести мост, равных
которому еще не было в мире. Для постройки гигантского сооружения понадобилось десять тысяч
судов. Вскоре на выстроившиеся в одну линию корабли был положен деревянный настил и авангард
безжалостной монгольской конницы уже загрохотал по нему копытами… Но тут внезапно налетел
тайфун и в мгновение ока уничтожил чудовищный мост. Этот спасительный тайфун получил в
японской истории название Божественного ветра - камикадзе. Позже, словом камикадзе начали
называться воины-смертники.

Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях
императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения,
летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в
конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе. Мысль о
создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у
атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей
нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом. Американский флаг уверенно
вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое
уныние. И вот тогда двум молодым морякам-подводникам - младшему лейтенанту Сэкио Нисине и
лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов
торпеды, управляемые людьми. Взяв за основу самую крупную японскую торпеду и малую
подводную лодку, офицеры принялись набрасывать чертежи, но быстро поняли, что с технической
стороной им самостоятельно не справиться. Новоявленные изобретатели обратились за помощью к
конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому понравилась новаторская идея, и
уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Дело осталось за
малым - довести новшество до Генерального штаба флота. Однако тут возникли серьезные
проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И
тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военноморскому министру собственной кровью. В подобных вопросах японцы - народ крайне
щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его
содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало
адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудооружия». Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для
японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн - это нечто, вносящее
кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией...

Что же представлял собой «кайтэн»? По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати
метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде,
развивать скорость до сорока узлов и поддерживать этот темп в течение целого часа. Такая высокая
скорость позволяла догнать любой существующий в то время корабль. Внутри торпеды помимо
двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального
смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого
телосложения. Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять
для его подъема и опускания. Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу
кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе. Вверху слева имелся рычаг для
изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды. Отклоняя их в ту или другую сторону на
больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия. Слева
внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную
цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования
кислорода. И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был
усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра,
показывающего давление кислорода. Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала
небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди
продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для
боевого заряда. Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд
любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а
затем и в других местах были организованы особые секретные базы «кайтэнов» - школы
смертников. Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро
заполнилась учениками. В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие
свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй.
Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев
первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника. Первоначально
«кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах. Его действия
планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными
снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины,
торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив достойную мишень, командир
отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд,
чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой
люк и приготовиться к своему последнему бою. Командир субмарины направлял свой корабль
носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего
отдавал приказ выпустить «кайтэн». Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на
корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в
сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия
водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок
не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не
дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Первые выходы в море показали, что «кайтэны» - потенциально серьезное оружие, однако успехи
японцев на этом поприще очень быстро сошли на нет. В первую очередь подвели сами торпеды.
Слишком долгие путешествия под водой приводили к тому, что наскоро собранные механизмы
«кайтэнов» покрывались ржавчиной, часто двигатели просто отказывались запускаться или
заклинивали рули, и смертник бесславно уходил на дно. Корпуса «кайтэнов», изготовленные из
стали толщиной около шести миллиметров, были довольно слабые, уже на глубине около
семидесяти пяти метров их расплющивало давлением воды. Не улучшали ситуацию и рыскавшие
по поверхности вражеские эсминцы. Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца,
после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки,
которые случайно опустили в кипяток. Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из
них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком
использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло. Второй
проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно
подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям - их слишком тщательно охраняли. Поиски
одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи. Как уже говорилось,
«кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было
чрезвычайно трудно управлять. Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и
проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее
задолго до нападения. Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота.
Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием
истории.

Самураи – одни из самых известных и колоритных персонажей истории

Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

Влияние просуществовавшего более тысячи лет военного сословия было настолько велико в Японии, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином- профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

Идеальный самурай на протяжении всех 13 веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должен был служить воплощением канонических конфуцианских добродетелей наделенным, однако, силой и свирепостью ни о, "стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительно становился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова.

Душой его был меч, профессией - война, постоянным занятием - воинские искусства, а нередко также изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь под сводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием. Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов таким был настоящий самурай. "Меж цветов красуется сакура, меж людей самураи",-гласила пословица.

Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились владетельные самурайские роды.

К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей "Путь Самурая" - Бусидо.

Четко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы философом Дайдодзи Юдзана:"

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть когда правомерно умереть.

К смерти следует идти с ясным сознанием того,что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

Уважать правило "ствола и ветвей".Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели. Родители - ствол древа, дети - его ветви.

Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным.

Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат

Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой. Работа Николая Цеда полностью посвящена им. В его книге рассмотрены история становления самурайства, философские и религиозные основы их мировоззрения, этика, боевые искусства, культура и многое другое. Видно, что автор знает и любит предмет своего повествования, он прекрасно показывает нам Японию, её историю, её традиции и обычаи и, конечно же, то без чего рассказ обо всем этом будет неполным – самураев.

Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми.

Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими, существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии. Самураи – одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. В то же время мы понимаем, что военное сословие Японии не было бы таким, как его можно наблюдать сквозь призму пройденных веков без специфики их религии. А конкретно, без учений сект дзэн, синто, без влияния конфуцианских догм. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой.

Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.

Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков.

Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т. Г. “Культ императора в Японии”. В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. “Самураи – военное сословие Японии”. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки.

Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е. М. “Японский милитаризм”. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. “Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма”. Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца. Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений, которые были найдены.

Целью же данной работы является максимально полное и точное рассмотрение проблемы самурайства. Для достижения ее необходимо осветить следующие вопросы: начальные этапы становления самурайства, самурайство в период междоусобных феодальных войн, кодекс самурайской чести Бусидо, харакири, религиозные воззрения самураев. Так же необходимо понять проблему самурайского наследия в Японии наших дней.

«Рыцари Руси» - Рассказать о том, кто такие рыцари. Олег – первый князь киевский из рода Рюрика. С 879 г. Княжил в Новгороде. Александр Невский «Ледовое побоище». Рассказать о внутренних помещениях замка. Дмитрий Донской. Работа в группах. Болезни и войны. Описание внешнего вида замков. Тема: Где и как жили рыцари.

«Рыцари и замки» - Рыцарские мечи. Знак воинской доблести Краткое изречение, объясняющее смвсл герба. Палица- тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом. История средних веков 6 класс. Донжон- главная башня. Турниры-военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Кольчуга. Каждый воин-…- был вооружён… и… . Замки строили на острове посреди реки или озера.

«Литература рыцарей» - Тяжелое вооружение и боевой конь - необходимые атрибуты настоящего воина. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами. Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства. Идеальный образ рыцаря. Песнь о Роланде. Рыцарская лирическая поэзия интересно исполнялась, часто под музыку.

«Рыцарь в замке» - Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарь. Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты. Когда начали строить замки. В замках, возводившихся на равнинах, архитектурные принципы были примерно такими же: внутри кольца стен строили высокую башню, которая называлась донжоном.

«Рыцари в средние века» - Кто, согласно легенде, основал город Рим? а) Рем; б) Ромул; в) Марс. Какая эпоха в истории называется Средними веками? Рыцари и замки. Тест

Слайд 1

Культура самураев

Слайд 2

Самурай (яп. 侍, бу́си яп. 武士) - в феодальной Японии в широком смысле - светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай - это японский рыцарь. Само же слово «самурай» происходит от глагола «самурау», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу»; то есть самурай - служилый человек. Самураи - не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё (см. ниже), и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».

Слайд 3

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

Слайд 5

В эпоху междоусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать самураем, а сделать головокружительную карьеру (сам Тоётоми Хидэёси, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но был им без титула). Размыванию границ сословия также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционного самурайства законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.

Тоётоми Хидэёси

Слайд 6

Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.

Слайд 7

Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872-1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Слайд 8

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») - бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» - воин, самурай; «до» - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо - это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

Слайд 9

Требования бусидо

Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана: Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство. Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

Слайд 10

На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая. Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём. Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться. Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел. Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности. Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному. Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии. Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник. Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело

Слайд 11

История доспеха. Самые ранние японские доспехи представляли собой сплошные металлические панцири, сделанные из нескольких секций из пластинок – часто имевших форму, близкую к треугольной – которые были плотно сошнурованны вместе и обычно покрывались лаком против ржавчины. Нет ясности, как их называли на самом деле, некоторые предлагают термин кавара, означающий “плитка”, другие считают, что это был просто ёрой, означающий “доспехи”. Этот стиль брони стали называть танко, что значит “короткий доспех”. Доспехи имели петли на одной стороне, либо даже были без петель, закрываясь за счет упругости, и открывались по центру передней части. Расцвет танко приходится на период с четвертого по шестой век. Различные добавления приходили и уходили, включая состоящую из пластин юбку и защиту плеча. Танко медленно выходил из обращения и замещался новой формой доспехов, прототипом которой, похоже, были континентальные модели. Эта новая форма доспехов затмила танко и установила образец на следующую тысячу лет. Конструкция была пластинчатой. Из-за того, что сплошной танко опирался на бедра, а новая пластинчатая броня висела на плечах, историографическим термином, данным ей, стал кэйко (висящая броня). Общий контур имел вид песочных часов. Кэйко обычно открывался спереди, но так же были известны модели, напоминающие пончо. Не смотря на раннюю датировку (с шестого по девятый век), кэйко был более сложным типом брони, чем поздние модели, поскольку в одном комплекте могло использоваться шесть или более разных типов и размеров пластинок.

Слайд 12

Раннее средневековье Классический японский доспех, тяжелый, прямоугольный, коробчатый комплект, сейчас называют о-ёрой (большая броня), хотя на самом деле он назывался просто ёрой. Старейший сохранившийся о-ёрой сейчас стал просто полосами, сделанными из пластин, прошнурованных вместе. Доспехи, хранящиеся теперь в Оямадзуми Дзиндзя, были изготовлены в два первых десятилетия десятого века. Эти доспехи демонстрируют единственный сохранившийся пережиток из конструкции кэйко: шнуровку, идущую прямо вниз вертикальными линиями. Важная особенность о-ёрой то, что в поперечном разрезе при взгляде сверху корпус образует букву C,поскольку он полностью открыт с правой стороны. Три больших, тяжелых набора пластин юбки из полос кодзанэ свисают с него – один спереди, один сзади и один слева. Правая сторона защищена сплошной металлической пластиной, называемой ваидатэ, с которой свисает четвертый набор юбочных пластин. Два больших квадратных или прямоугольных наплечника, называемых о-содэ, крепились к плечевым ремням. Небольшие закругленные выступы торчали из плечевых ремней, чтобы придать дополнительную защиту со стороны шеи. Две пластины, висящие на передней части доспеха и, якобы, защищающие таким образом подмышки, назывались сэндан-но-ита и кюби-но-ита. Самые ранние о-ёрой, по-видимому, имели на один ряд меньше пластин в передней и задней панелях юбки, что, без сомнения, делало их более удобными при верховой езде. Более поздние модели, начиная примерно с двенадцатого века, имели полный набор пластин юбки, но нижний ряд впереди и сзади был разделен по середине, чтобы обеспечить такой же комфорт.

Слайд 13

Ранние воины носили только один бронированный рукав (котэ) на левой руке. По существу, главным его предназначением было не защитить, а убрать мешковатый рукав одежды, надеваемой под доспехи, чтобы он не мешал луку. Только в тринадцатом столетии, или около того, пара рукавов стала распространенным явлением. Котэ надевался раньше доспехов, и привязывался длинными кожаными ремнями, идущими вдоль тела. Следующей надевалась отдельная боковая пластина для правой стороны (ваидатэ). Воины обычно носили эти два предмета, защиту горла (нодова) и бронированные наголенники (сунэатэ) в районе лагеря, как своего рода “полуодетую” броню. Вместе эти предметы называются “когусоку” или “маленькая броня”.

Слайд 14

Различные о-ерой ранеего средневековья

Слайд 15

Высокое средневековье Во время периода Камакура (1183-1333) о-ёрой был главным типом доспехов для тех, кто имел положение, но самураи сочли до-мару более легкими, более комфортными доспехами, чем о-ёрой и начали надевать их все более часто. К середине периода Муромати (1333-1568) о-ёрой встречался редко. В ранних до-мару не было подмышечной пластины, как и в ранних о-ёрой, но около 1250 года она появляется во всех доспехах. До-мару надевались с огромными содэ, такими же, как в о-ёрой, в то время как харамаки по началу имели на плечах лишь маленькие пластины в форме листа (гёё), служащие сполдерами. Позже, они были перенесены вперед, чтобы прикрывать шнуры, удерживающие плечевые ремни, заменяя сэндан-но-ита и кюби-но-ита, а харамаки стали комплектоваться содэ. Защита бедра, названная хаидатэ (лит. “щит для колена”) в форме разделенного передника из пластинок, появилась в середине тринадцатого века, но не спешила завоевать популярность. Разновидность ее, появившаяся в начале следующего века, имела форму хакама длинной до колен с небольшими пластинками и кольчугой спереди, и больше всего походила на мешковатые бронированные шорты-бермуды. В течении столетий хаидатэ в виде разделенного передника стали доминирующими, понижая статус вариации в виде коротких хакама до сувенира. Чтобы удовлетворить потребность в большем количестве доспехов, требовалось более быстрое производство, так появилась сугакэ одоси (редкая шнуровка). Известно несколько комплектов доспехов, имеющих торс со шнуровкой кэбики, а кусадзури (тассеты) - со шнуровкой одоси, не смотря на то, что вся броня собрана из пластинок. Позже, в первой половине шестнадцатого века, оружейники начали использовать сплошные пластины вместо полос, набранных из пластинок. Часто в них проделывались отверстия под полную шнуровку кэбики, но не редко отверстия делались и под шнуровку сугакэ.

Слайд 17

Период позднего средневековья Последнюю половину шестнадцатого столетия часто называют Сэнгоку Дзидай, или Эпоха Сражений. В течении этого периода почти не прекращавшихся войн, множество даймё соперничали за власть и преобладание над соседями и соперниками. Некоторые из них даже хотели добиться главного приза – стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в течении этого времени смогли добиться чего-то, близкого к этому: Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1536-1598). Эти пять десятилетий видели больше усовершенствований, новшеств и переделок в доспехах, чем все предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода энтропии, от полностью прошнурованных пластинок к редко шнурованным пластинкам, к склепанным большим пластинам, к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее изготавливались, чем модели до них. Одним из самых важных факторов, влиявших на доспехи в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым часто встречающимся в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехи у тех, кто мог себе их позволить. В конце появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывающих мастерство оружейников.

Слайд 19

Новое время После 1600 года оружейники создали множество доспехов, полностью непригодных для поля боя. Это было во время Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни. К несчастью, большинство сохранившихся до сегодняшнего дня в музеях и частных коллекциях доспехов датируются этим периодом. Если вы не будете знакомы с появившимися изменениями, легко по ошибке реконструировать эти поздние привнесения. Чтобы избежать этого, я рекомендую стараться насколько возможно лучше изучать исторические доспехи. В 1700 году ученый, историк и философ Араи Хакусэки написал трактат, прославляющий “древние” формы доспехов (определенные стили, относящиеся ко временем до 1300-го года). Хакусэки порицал тот факт, что оружейники забыли, как их делать, а люди забыли, как их носить. Его книга вызвала возрождение старейших стилей, правда, прошедших сквозь призму современного восприятия. Это породило несколько изумительно эксцентричных и множество просто отвратительных комплектов. В 1799 году специалист по истории доспехов Сакакибара Кодзан, написал трактат, призывающий к боевому использованию брони, в котором он порицал тенденцию к изготовлению антикварных доспехов, делающихся лишь для красоты. Его книга вызвала второй поворот в дизайне доспехов, и оружейники снова начали изготовлять практичные и пригодные для боя комплекты, обычные для шестнадцатого века.


Самураи – средневековые японские воины- телохранители Самурай (яп.) в наиболее часто употребляемом значении военно-феодальное сословие мелких дворян. Слово «самурай» происходит от глагола «самураи», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу». То есть самурай служилый человек.


Замки самураев Самые важные самураи (даймё) жили в собственных замках, которые охранялись другими самураями. Самый известный замок самураев – Замок белой цапли (Химэдзи) Замок Химэдзи Замок Химедзи – самый старый из сохранившихся замков средневековой Японии. Возведение замка у подножия горы Химэ началось в середине XIV века. Всего в замковый комплекс входит 83 здания, практически все они построены из дерева. В 1993 г. замок занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.




Доспехи самураев Доспехи самураев изготавливались из металлических пластин, покрытых лаком (для защиты от ржавчины) и с наклеенной на них кожей. В классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами).



Оружие самурая Главное оружие самурая – меч катана. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Кроме катаны самураи пользовались короткими кинжалами вакидзаси, копьями и луками со стрелами.