Куры

Индивидуальный план дошкольника с дизартрией скидель беларусь. План индивидуальной работы

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспективного планирования по коррекции речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

Развитие общей моторики

Дифференциация: ж-з; л-р.

Дифференциация л-р.

Перспективный план работы

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Развитие общей моторики

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Дифференциация: л-в

Дифференциация: ш-ж.

Развитие функций фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Предварительный просмотр:

Коррекция ФФНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Подготовительный этап :

включает в себя развитие мотивов, развитие фонематического слуха на материале текстов и развитие артикуляционного праксиса (через прямой путь - специальная артикуляционная гимнастика (механизм выработки артикуляционных поз) и через опосредованный путь - развитие фонематического слуха (фонематический слух приноравливает органы артикуляции к нужному звучанию)).

Основной этап .

Постановка звука: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционных упражнений, механическим путем.

Автоматизация звука: закрепление артикуляции, анализ артикуляционного образа звука, анализ акустического образа звука, формирование акустико-артикуляционного образа звука, соотношение звука с буквой – всё это ведёт к формированию фонематического слуха.

Создание объективных условий для развития фонематического слуха: активизация развития фонематического слуха (опознание звуков в тексте, опознание звуков в ряду данных слов, определение слова в предложении, опознание звуков в ассемантических словах)

Включение звука в фонематический анализ: выделение изучаемого звука из начала слова, выделение звука из конца слова, выделение звука из середины слова, выделение звука из стечения согласных в начале слова, выделение звука из стечения согласных в конце слова

Дифференциация смешиваемых звуков:

выделение смешиваемых звуков из состава слова,

сравнение звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Устный анализ предложения: количество слов в предложении, определение слова в предложении, последовательность слов в предложении, звуко-слоговый анализ и выделение смешиваемых звуков.

Дифференциация смешиваемых звуков в связных текстах.

Учитывая данные разделы работы и опираясь на результаты обследования речи детей, определяются преимущественные направления и содержание коррекционно-педагогической работы. Составляются перспективные планы работы с детьми по преодолению ФФНР. Отмечу, что направления коррекционной работы одинаковы для всех детей, а содержание работы имеет некоторые отличия. Приведу несколько примеров перспективного планирования.

Перспективный план работы

С Катей А., Никитой Д., Алиной Ч., Вовой П.

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Развитие общей моторики

Развитие статической организации движений: упражнения на совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие при упражнении «стопы ног на одной линии»;

И развитие динамической организации движений:

упражнения на чередование движений, произвольности торможения, упражнения на развитие ритмического чувства.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Катя А.: постановка звуков: ж, л, р

Дифференциация: ж-з; л-р.

Никита Д.: постановка звуков: ш, ж, р.

Дифференциация: ш-ф, ж-ф, ш-ж.

Алина Ч.: постановка звуков: ш, ж, щ, ц, л, р.

Дифференциация: ш-с, ж-з, ш-ж, щ-с, щ-ч, ц-с, л-р.

Вова П.: постановка звуков:л,р.

Дифференциация л-р.

Развитие функций фонематического слуха.

Обучение опознанию, различению, выделению звонких-глухих, шипящих-свистящих, сонорных («л, р») звуков в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Особенностью данного плана работы является содержание коррекционной работы по развитию общей моторики: уделяется большое внимание развитию как статической (совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие), так и динамической организации движений (чередование движений, произвольность торможения, развитие ритмического чувства). Также спланировано развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. В разделе «Развитие функций фонематического слуха» содержание работы заключается в обучении опознанию, различению, выделению звуков близких по артикуляционным и акустическим признакам. При развитии навыков звукового анализа и синтеза запланировано также обучение в определении места, количества и последовательности звуков, обучение устному анализу предложений.

Перспективный план работы

С Алёшей Г., Ваней К., Ириной П.

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата (короткая уздечка)

Направление к врачу стоматологу для подрезания уздечки (Алёша Г., Ирина П.)

Развитие общей моторики

Совершенствование статической организации движений и динамической организации движений.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Алёша Г.: постановка звуков: ж, ц, щ, р

Дифференциация: ж-з; ц-ч, щ-сь.

Ваня К.: постановка звуков: л, р.

Дифференциация: л-в

Ирина П..: постановка звуков: ш, ж, р.

Дифференциация: ш-ж.

Развитие функций фонематического слуха.

Обучение опознанию, различению, выделению как дефектных, недифференцированных звуков, так и других (звонких - глухих, шипящих-свистящих)звуков в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Особенностью этого плана работы является то, что включено ещё одно направление работы «Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата». Содержание коррекционной работы по развитию общей моторики будет состоять из совершенствования организаций движений, но есть необходимость в развитии динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа состоит из обучения. При этом необходимо учитывать, что дефектов звукопроизношения меньше, чем недостатков в сформированности фонематического слуха.


Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.

Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии .

По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была выявлена неврологическая симптоматика: стертые парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции речи ребенка в целом.

Особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап , который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.

Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, я подобрала и систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.

1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)

Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен.

Приемы массажа : похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.

Для детей с гипотонусом - укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта.

Приемы массажа : глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.

2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:

упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой )

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу
  11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
  10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  11. Имитация полоскания зубов.
  12. Нижняя губа под верхними зубами.
  13. Верхняя губа под нижними зубами.
  14. Чередование двух предыдущих упражнений.
  15. Вибрация губ (фырканье лошади).
  16. При выдохе удерживать губами карандаш.

пассивная гимнастика для мышц языка - создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной)

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого. . Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 - вход в позицию (собрать губы), 2 -продержать позицию, 3 - выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один - два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.

Примерный комплекс пассивной гимнастики:

  • Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
  • Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;
  • Язык помещается и удерживается.между зубами;
  • Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;
  • Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.

активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений;
Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

  1. Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
  2. Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
  3. Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  4. - растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  5. - поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  6. - высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7;
    - высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  7. - положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
  8. - придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова

  1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
  2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
  3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
  4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
  5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
  6. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
  7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.
  8. Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
  9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
  10. Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
  11. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

3) Развитие мелкой моторики рук:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплексы пальчиковых гимнастики;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу ("пунктирное" движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют "пиление" по всем направлениям тыльной стороны кисти руки ("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
— Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит
Сына-малолеточку,
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы.
И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки ("прямолинейно движение).

Терка

Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу "буравчика" на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. "Щипцами", образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев ("прямолинейное" движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу ("спиралевидное" движение).

Барашки

На лугах пасутся "бяшки",
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: "Бе да бе",
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
"Бяшки" спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы — Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!

4) Развитие общей моторики и двигательной координации:

  • пантомима (кн. «Расскажи стихи руками», «Психогимнастика» М.И. Чистякова, «Движение и речь» И.С.Лопухина);
  • подвижные игры на координацию и согласование движений;
  • специальные комплексы физических и ритмических упражнений (ж. «Дефектология» №4, 1999)

5) Нормализация голоса и речевого дыхания:

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

Упражнения для развития речевого дыхания

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы ).

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три... ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь... ).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются:

  • специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.
  • фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;
  • голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В.

6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной Л.В.:

  • упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);
  • упражнения по освоению ритмики слова;
  • знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией;
  • формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

7) Преодоление сенсорных нарушений:

  • развитие пространственно-временных представлений по мет. Даниловой Л.А.
  • упражнения по развитию осязания по мет. Даниловой Л.А.

Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет )

Развитие пространственных представлений.

  1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях.
  2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.
  5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве... Тренировка следовых проб конструктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

  1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе.
  2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного показа.
  3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:
    а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);
    б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);
    в) одинаковой величины и толщины, но разной формы... Развитие этой способности формируется поэтапно:
  • I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой;
  • // этап — узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;
  • III этап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;
  • IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа;
  • V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;
  • VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра;
  • VII этап — различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь...

8) Развитие временных представлений.

  1. Определение последовательности времени года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.
  2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.
  3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лишний»).

  • / этап —- перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между собой определенными свойствами.
  • // этап — исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений

используется игра — отгадывание... В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию

9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой

Логопедическая работа при стертой форме дизартрии на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Волкова Л.С. Логопедия.- М.: ВЛАДОС,1999.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.-П.: СОЮЗ, 2001.
  3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
  4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. - М, 1989.
  5. И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М: Просвещение, 1996.
  6. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - С.-П., Образование, 1994
  7. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
  8. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр » — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Перспективное планирование
индивидуальной и подгрупповой работы

для детей с дизартрией.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
для детей с дизартрией.

Ф.И.ребёнка.

Этап работы
Кол-во часов
Направления работы
Цель

Подготовительный этап
8-14 занятий
Развитие общей моторики:
-ходьба;
-гимнастика рук и ног;


-пластические этюды.




-знакомство с органами артикуляции;
-общие упражнения (комплекс №1)
-методика Л.В.Лопатиной.
Развитие мимической моторики:
-методика Г.А.Волковой
Развитие речевого дыхания:
- развитие физиологического диафрагмального дыхания;
-игры на развитие продолжительного, сильного и целенаправленного выдоха;


-развитие ритма;


Создание достаточной дыхательной опоры для будущего звука.

Знакомство с интонацией;


-зондовый массаж;
-классический массаж;
-точечный массаж.

-методика Г.А.Волковой



Постановка и коррекция звука.
5-8 занятий
Развитие общей моторики:
-ходьба;
-гимнастика рук и ног;
-комплексная гимнастика конечностей и туловища;
-упражнения для мышц плечевого пояса и шеи;
-пластические этюды.
Развитие пальчиковой моторики:
-по методике О.А. Степановой, Л.В.Лопатиной;
-графические упражнения по методике И.А.Подрезовой.
Развитие артикуляционной моторики:
-специальные упражнения (комплекс для нужного звука)
-методика Л.В.Лопатиной.
Развитие мимической моторики:
-методика Г.А.Волковой
Развитие речевого дыхания:
- игры на развитие продолжительного, сильного и целенаправленного выдоха;

Коррекция общей моторной неловкости. Включение в коррекционный процесс. Работа над координацией движений. Обучение произвольному расслаблению и напряжению.

Стимуляция речевого развития. Подготовка руки к письму.

Подготовка к постановке звуков. Выработка точных, правильных движений. Преодоление спастических или паретических проявлений в ар.мускулатуре. Коррекция недостатков в мимической моторике.
Коррекция дефектов речевого дыхания.

Постановка и коррекция звука.

Дифференциация носового и ротового выдоха.
Формирование интонационной выразительности речи:
-развитие ритма;
-развитие интонации;
-развитие высоты и силы голоса (методика Л.В.Лопатиной).
Проведение массажа (по необходимости):
-зондовый массаж;
-классический массаж;
-точечный массаж.
Знакомство со звуком:
- показ артикуляции перед зеркалом;
-показ профиля данного звука, показ буквы;
-показ положения языка кистью руки;
- уточняются акустические характеристики звука: согласный- гласный, глухой-звонкий, твёрдый-мягкий;
-даётся звукоподражание;
-определяется место звука в звуко-буквенном городе.
Постановка звука:
-метод гимнастики
-метод подражания
-механический метод
Закрепление изолированного звучания с использованием звукопродаражий.
Развитие фонематического слуха, синтеза из ненарушенной последовательности звуков, фон. представлений
-методика Г.А.Волковой
Развитие высших психических функций:
-развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
-развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
-развитие пространственных представлений;

Коррекция недостатков просодической стороны речи.

Активизация работы артик. мышц. Снятие патологических проявлений (спастических, паретических).

Дать представление об особенностях звука, сравнить с сохранными в произношении звуками.

Коррекция недостатков произношения.

Закрепление первичного произношения. Выработка кинестетических ощущений на звук.
Уточнение акустических признаков звуков. Выработка умения вслушиваться в речь. Профилактика дисграфий и дислексий.
Профилактика дисграфий, дислексий. Общее развитие ребёнка.

Автоматизация полученного звука в речи.
12-18 занятий.
Развитие пальчиковой моторики:
(по необходимости)
- по методике О.А. Степановой, Л.В.Лопатиной;
-графические упражнения по методике И.А.Подрезовой.
Развитие артикуляционной моторики:
(если начинается работа над новым звуком)
-специальные упражнения (для нужного звука);
-методика Л.В.Лопатиной.
Развитие мимической моторики (по необходимости):
-методика Г.А.Волковой
Формирование интонационной выразительности речи:
-развитие ритма;
-развитие интонации;
-развитие высоты и силы голоса (методика Л.В.Лопатиной).
Работа над поставленным звуком:
Звук в слоге:
-в прямом открытом;
-в обратном;
-в интервокальной позиции;
-в закрытом (звук в начале слога);
-в закрытом (звук в конце слога);
-в слогах со стечением.
2) Звук в слове:
-односложные слова (звук в начале слова);
-односложные слова (звук в конце слова);
-односложные слова со стечением;
-двусложные слова (звук в начале слова);
-двусложные слова (звук в середине, в конце слова)
-двусложные со стечением;
-трехсложные без стечения;
-трехсложные со стечением и т.д.
3) Звук в словосочетаниях;

Подготовка руки к письму. Коррекция нарушений моторики пальцев рук.

Подготовка к постановке звуков. Выработка точных, правильных движений. Преодоление спастических или паретических проявлений в ар.мускулатуре. Коррекция недостатков в мимической моторике.
Коррекция недостатков просодической стороны речи.

Закрепление полученного двигательного автоматизма в различных фонетических условиях.

4) Звук в чистоговорках;
5) Звук в предложениях;
6) Звук в стихотворениях;
7) Звук в текстах.
Развитие слоговой структуры слова:
-по методике Марковой.
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
Анализ:
-выделение звука на фоне слова;
-выделение звука из слова;
-определение места звука в слове;
-определение последовательности звуков в слове;
-определение количества звуков в слове.
Синтез:
-из сохранной последовательности звуков;
-из нарушенной последовательности звуков;
-из слогов.
Развитие лексического и грамматического строя речи:
(по необходимости)
-возможность использования различной литературы.

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слов. Профилактика дисграфий, дислексий.

Профилактика дисграфий, дислексий. Коррекция недостатков произношения звука. Подготовка в обучению грамоте.

Общее развитие речи. Накопление словарного запаса. Развитие связной речи.

Дифференциация смешиваемых звуков.
6-9 заняиий.
(При смешивании звуков в речи).
После завершения работы над каждым звуком в отдельности.
Уточнение артикуляции каждого звука:
-тактильные ощущения;
-вибрационные ощущения;
-зрительный контроль.
Уточнение акустических характеристик смешиваемых звуков:

Уточнить и запомнить различия в артикуляции звуков.

Уточнить и запомнить акустические различия у данных звуков.

Привлечение слухового контроля.
Дифференциация звуков:
- в слогах разной структуры;
-в словах-квазиомонимах;
-в словосочетаниях;
-во фразах из 3-4 слов;
-в словах, где оба звука в одном слове;
-в текстах.

Закрепить правильное произношение в различных фонетических условиях.

Виктория Сергеевна Полякова
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией

1. Обследование речи ребёнка .

1. Сбор общего анамнеза.

2. Исследование импрессивной речи.

3. Исследование слухового внимания.

4. Исследование зрительного восприятия.

5. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса .

6. Исследование артикуляторной моторики.

7. Общее звучание речи.

8. Исследование произношения звуков.

9. Исследование фонематического слуха.

10. Звуковой анализ.

11. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.

12. Исследование грамматического строя речи.

13. Исследование словаря.

14. Исследование связной речи.

2. Подготовительный период.

Цели : подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.

1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение; оздоровительная работа ; физиотерапия; дифференцированный массаж; лечебная физкультура; логопедическая ритмика; психотерапия).

2. Нормализация мышечного тонуса лица (массаж лица, дифференцированный артикуляторный массаж.

3. Развитие артикуляторной моторики :

а) упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (упражнения по определению положения губ; упражнения по определению положения кончика языка; упражнения по различению узкого и широкого кончика языка);

б) упражнения по развитию статики артикуляторных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений;

г) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.

4. Коррекция и развитие речевого дыхания (формирование правильного типа дыхания; дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, добиться быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха; тренировка носового выдоха, развитие преимущественно ротового вдоха).

5. Развитие мелкой моторики.

Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение :

а) упражнения по развитию кинестетической основы движений рук;

б) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

Различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Упражнения на активизацию движений мягкого нёба, упражнения в чередовании расслабления и напряжения мышц нёбной занавески. Упражнения на движение челюсти. Выработка произвольного контроля над объёмом и темпом выполнения движений. Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

7. Развитие сенсорных функций.

а) развитие дифференцированного слухового восприятия;

б) развитие всех фонематических процессов :

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне;

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука; определение последовательности и количества звуков в слове; определение места звука в слове по отношению к другим звукам).

8. Развитие просодики :

9. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие и уточнение пассивного словаря.

3. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

Цели : коррекция артикуляторных нарушений, развитие ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие речевого общения и звукового анализа.

1. Постановка звуков.

2. Автоматизация поставленных звуков в связной речи.

а) упражнения по развитию восприятия ритма;

б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;

в) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи;

г) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи :

Подготовительные упражнения (упражнения по развитию силы голоса; упражнения по развитию высоты голоса; упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции);

Упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения (упражнения по освоению ритмики слова; упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении; упражнения по отработке интонации вопросительного предложения; упражнения по отработке интонации восклицательного предложения; дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи).

4. Формирование коммуникативных умений и навыков.

1. Развитие самоконтроля ребёнка за своим произношением.

2. Тренировка новых произносительных навыков в учебных ситуациях.

3. Формирование произносительных умений в различных ситуациях общения.

5. Предупреждение вторичных нарушений речи.

1. Коррекция нарушений познавательной деятельности (развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений , временных представлений, стереогноза, развитие всех видов памяти и внимания, мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности).

2. Коррекция нарушений лексического развития (формирование ориентировки на семантическую структуру слова; организация лексико-семантических полей; развитие синтаксических связей слова; актуализация словаря).

3. Формирование грамматического строя речи (особенно словообразования и словоизменения) .

4. Развитие связного высказывания.

6. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

1. Формирование сенсомоторных операций.

2. Формирование языковых операций (фонематический, морфологический, синтаксический уровень) .

3. Формирование семантических операций (соотнесение со смыслом) .

Публикации по теме:

План индивидуальной работы по развитию речи в старшей разновозрастной группе Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе. Основная задача - развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью,.

Примерный перспективный план индивидуальной работы с ребенком с проявлениями замкнутости Методическая разработка. ИНдивидуальной работы с Ребёнком типологической группы ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ.

Перспективный план работы работы с родителями в средней группе Сентябрь Родительское собрание «Путешествие в страну знаний» Оформление уголка для родителей (информация о ФГОС ДО) Выставка рисунков «Безопасная.

Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 учебный год Сентябрь 1. Вводное общее садовское собрание: «Задачи воспитания и обучения.